Разделы статей

Увидеть Ржев и сюда вернуться

1 мая 2022 - Сергей Пимчев
Увидеть Ржев и сюда вернуться
Прошу вас не передавать данную информацию о Ржеве в руки непроверенных и ненадёжных людей. Представьте, что будет, если о Ржеве узнают марсиане!
 

Ржев на карте (южная часть Тверской области)

По марсианским меркам, город находится прямо под Москвой. Во всяком случае, бои подо Ржевом в 1942-1943 гг. были частью Московской битвы. Фрицы ни за что не хотели упускать из рук Ржевский плацдарм, с которого они буквально нависали над Москвой и данной угрозой сковывали стратегическую инициативу Красной Армии. Уже произошла Сталинградская битва (февраль 1943 г.) — коренной перелом в Великой Отечественной войне! — а германец продолжал опасно "висеть" над Москвой. Москва — сердце России. Ржевские земли — центральные, веками освоенные, с коренным культурным населением. Если приехать во Ржев и походить по городу, то почувствуешь дух исторического места.
 

Большая Спасская улица (центральная) до революции

Коллекция фотографий старого Ржева у дореволюционного фотографа Прокудина-Горского:
http://www.prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=34
Ржев пережил богатую и трудную историю. Для того, чтобы представить тот Ржев, нужно будить воображение. Но скажу без всякой мистики, как исторический материалист: дух места и времени не исчезает бесследно. Фотографии, другие произведения искусства (живопись, литература и, конечно, архитектура) позволяют воодушевлять новые поколения. Собственно говоря, в этом и заключается смысл исторического процесса. Ннужно потрудиться. А как ещё? Иначе история прервётся и потеряет исходный смыл. 
Сохранились фотографии послевоенного Ржева:
https://visualhistory.livejournal.com/1067905.html
Город стоит в верховьях главной жизненной артерии России — Волги. Это значит, что в ней течёт чистейшая (какая может быть в современных условиях) вода. Пресная чистая вода! Главный дефицит и первейшая ценность на Земле в 21 веке! Что уж про марсиан говорить? Кроме того, по волжской воде можно пройти через всю Россию, самые старинные культурные области и добраться до Каспийского моря, а через него — рукой подать до Кавказа и Средней Азии.
Не могу сказать, что в настоящий момент город имеет полностью "товарный" вид для туристов. Лежит на нём какой-то налёт неполной обустроенности. Для жизни всё есть. И для туристов всё, что необходимо, имеется. Отличная кухня. Замечательные музеи: Краеведческий и посвящённый Ржевской битве. Всё в центре города. Много разных магазинов. На улицах — современный городской и личный автотранспорт. Не хватает какой-то законченности. Стиля, что ли. Вот, например, не очень гармонично воспринимается на историческом особняке простоватая и сумбурная реклама эпохи "первоначального накопления капитала":
 

Её много. Это свидетельство того, что малый бизнес развивается. Без него никак. Но облик… общий облик города опрощается. Так было в Москве при Лужкове. Развивается туризм. Из буклетов я узнал о существовании проекта под названием "Государева дорога". Проект объединяет области, пронизанные главной имперской дорогой из Петербурга в Москву: Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую. На мой взгляд, замечательная идея — системная, и название проекта — цепляющее, громкое, ёмкое. Уверен, всё будет складываться, как задумано, т.е. основательно. И в городе эти признаки очень заметны. О них чуть позже. Нужно время. Но марсиане могут опередить.
Например, они обустроят набережную. Сейчас набережная в центре выглядит так:
 

Для начала сделают смотровую площадку, настил, хотя бы метров 30 в длину. Очень изящно можно сделать даже из дерева. Вид на Волгу дорого стоит. Зачем отдавать его марсианам? Помню, в Праге мне надо было сфотографировать реку Влтаву с берега, с кромки. Невоможно подойти к воде, всё застроено. Случайно нашёл лазейку между стен — оказался проход в ресторанчик на берегу. У входа охранник. После объяснения он меня пропустил через зал к воде. Выходя из ресторана после съёмки, я увидел, как управляющий делает охраннику замечание, что пропустил человека с улицы. Они этот вид на реку продают клиентам, а мне он достался бесплатно. С точки зрения капиталиста — утерянная прибыль. Не отдадим марсинам вид на Волгу.
Проходя по Большой Спасской, я бросал взгляды между строениями во внутренние дворы. Они, как правило, не ухоженные, не обустроенные. Но просторные. Марсиане могут сделать в них… нет, не автостоянки. И не склады. Могут сделать небольшие уютные скверы или галереи, скажаем, для художников, музыкантов или букинистов. Люди этих профессий придают городу романтический шарм. Они должны быть на улицах. Просто должны быть, и к ним не могут подходить милиционеры и тащить в участок. Более того, они не должны мёрзнуть на открытом ветру или мокнуть под дождём. Нужны оборудованные места для них. Не концертный зал, не музей — пусть будет именно улица. Но улица, удобная для творчества и общения. Всё это могут сделать марсиане во внутренних дворах Большой Спасской. Нам надо поторопиться.
А если они организуют образовательный центр по типу сочинского "Сириуса"? Или университет малого города России по типу Гжельского университета в Подмосковье? Не догонишь.
Однако марсиане вряд ли придадут значение нашей исторической памяти. Ржев — место святой памяти о Великой Отечественной. Несколько лет назад подо Ржевом возвели монумент в память о Ржевской битве. Над русскими полями подо Ржевом будут вечно парить души наших погибших солдат:
 

Поле битвы подо Ржевом

Точно так же, наверное, всё было в 1942-м, 1943-м… Давайте прочтём повесть писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева "Сашка" о тех событиях. По этой повести снят фильм с одноимённым названием "Сашка". Фильм достоверно передаёт солдатскую правду о войне.
Но народная память о войне, с одной стороны, и то, как её изображают современные художники, с другой стороны, — не одно и то же. Лично я, например, не очень согласен с концепцией памятника подо Ржевом, точнее, её конкретным воплощением. Например, от станции проложен отдельный пеший маршрут к памятнику. Именно с этого маршрута открывается первый взгляд, здесь складывается первое, самое яркое, впечатление, к чему и должен стремиться художник. Вид открывается такой:
 

Ржевский мемориал

Это моё субъективное мнение обывателя. Но, согласитесь, ведь памятник и рассчитан на нас, обывателей, на детей и молодёжь, а не искусствоведов. С этой позиции ничего не разберёшь, если не знать заранее. Очевидно, то, в какой именно монументальной форме необходимо отражать память о войне, является большой проблемой. Я сравниваю с теми памятниками, которые на меня произвели глубокое впечатление, заставили — именно заставили! — замереть и задуматься: Хатынь, Родина-мать, Брестская крепость, Дубосеково. Советский солдат в Трептов-парке в Берлине.
При подходе к мемориалу — ряды торговых палаток. Чтобы приблизиться к монументу (ближняя зона), придётся переходить дорогу, причём через светофор. Тротуар узкий — разойдутся только два человека. После светофора первое "сооружение" перед глазами — задние стенки туалетов… Мелочь? Наверное. Придирчиво? Наверное. Однако на историческую атмосферу влияют.
 

Ржевский мемориал. Вид с близкого расстояния


Ржевский мемориал. У основания
 
Сведения о Ржевском мемориале, о Ржевской битве, фотографии найдёте в Сети. Не моя цель заменить экскурсовода или искусствоведа. Хотелось обратить внимание на то, что заставляет задуматься, — с предельно субъективной точки зрения, которую не навязываю:
 

Имена погибших бойцов. Сотни тысяч. Это не укладывается ни в какое воображение. Немцы нанесли — и сделали это целенаправленно — немыслимый материальный ущерб нашей стране. Только представить, что войны не было! Мы жили бы совсем на другом уровне жизни. Наши материальные условия умышленно подрывали. И главная беда — погибшие люди, как правило, молодые мужчины, каждый из которых мог бы сделать для страны очень многое. И мы тоже жили бы в другой стране, по-другому. Наши "дети войны" и дети, родившиеся после войны, росли с постоянным чувством голода ("Уроки французского" Распутина), а то и умирали от голода даже в 50-е годы. Первый комендант Берлина генерал Берзарин в 1945 г. сумел обеспечить жителей города — немцев — продовольствием по нормативам советских городов...
Немцы заставили нас отставать. Они пришли сюда, чтобы сделать нас рабами. У них не вышло. Получили ответку. Но цена для нас очень и очень высока. Последствия войны действуют сейчас, будут аукаться долго. Мы привыкли, не замечаем. Но если задумать и посчитать… Сейчас то же стремятся сделать американцы. Нам надо это ясно понимать. Нам не дают вздохнуть. Не дают поднять головы. Не было бы войны, и Ржев был бы другим, и Москва, и вся страна.
 

Основанием Ржевского монумента служит насыпной курган. Святая ржевская земля. За неё из последних сил целялись и её освобождали от врага наши воины. Возникает непроизвольное желание прикоснуться к ней ладонями. Ощутить её энергию. Мать-земля, которая даёт силы богатырям. Она сама по себе — главный герой и Истории, и художественного произведения. Так должно быть, на мой взгляд. Такое суждение кажется мне справедливым. Но как видели цель своего творчества скульпторы — в части кургана, — мне сказать трудно.
… Ржев преображается. Видишь признаки старательного, любовного обновления, пока направляешься по центральным улицам к железнодорожному вокзалу. Вот стоит замечательная школа с отличным спортивным городком. Сюда хочется прийти учиться и учить. Чуть дальше разбивается большой спортивный парк. Он точно станет местом притяжения всех ржевитян. Обустраивается площадь вокзала. Сам вокзал отреставрирован выше всяких похвал. Войдя в зал, попадаешь в атмосферу 30-50-х годов, но только в лучшем смысле слова. Раньше люди на вокзалах спали в ожидании поезда на таких лавках, положив ноги на кульки или чемоданы, чтобы не утянули (не ноги — чемоданы). Теперь зал ожидания смотрится на уровне экстра-класса. Турист — даёшь Ржев!
 

В здании такого вокзала можно давать концерты и читать лекции, проводить уроки, выставлять картины (сейчас пока висят копии классики). С этого, кстати, и начинались в России первые вокзалы. Желаю каждому нашему городку или посёлку иметь хороший вокзал, который является культурным центром!
А ещё я желаю, чтобы Ржевский вокзал приобрёл электрическую тягу для локомотивов и вторые пути, а то между Ржевом и Волоколамском приходится тащить современную скоростную "Ласточку" на… тепловозе и рассчитывать расписание, чтобы локомотивы не встретились.
На этом пожелании заканчиваю заметку. Ещё раз предупреждаю читателя не распространять полученную информацию в неверные руки.
Дорога — Государева.
 

Похожие статьи:

ГлавшколаВизитная карточка местности для туристов

ГлавшколаК вопросу формирования туристического кластера

ГлавшколаТуристический кластер. С чего начать?

ГлавшколаЧем наполнять музейное пространство территории?

В классе у МастераПродаётся "Вена"...

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.