Молодые архитекторы Москвы взялись за использование природного ландшафта малых рек Москвы и на его основе проектирование архитектурного пространства и, надеюсь, социальной среды. Судя по тому, как эти люди любовно говорят о малых реках Москвы, они не испортят эту великолепную среду стеклом и бетоном, как портят их старшие товарищи и начальники Москва-реку в районе Сити и в ближайшем будущем выше по течению (если не остановят). Жить в квартире (доме) с видом на малую реку будет не менее престижно и более психологически комфортно, чем на большую реку. Если не хамить природному ландшафту, а действительно на него опираться.
Вот московские материалы:
— информация о проекте "Роль малых рек в мегаполисе":
http://www.archmoscow.ru/novosti/novaya-vstrecha-uchastnikov-vorkshopa-gradplana-rol-malyix-rek-v-megapolise.html
— видео авторов проекта с приглашением участвовать:
https://www.youtube.com/watch?v=ri8oiAhMFh4
В чём состоит перспективность проекта? Частично уже сказал. Но, в целом, в данной теме, как в фокусе, сходятся несколько важных тенденций и интересов. Каждая из них важна для жизни людей, а если их соединить, то получится синергетический эффект. Перечислю по порядку, но все они равно важны.
1. Привлекательность для инвестора, занимающегося жилищным строительством. Любой нормальный человек хотел бы вечером (или рано утром) прогуляться по берегу реки в шаговой доступности. Вода — успокаивает (помните поговорку о том, на что можно смотреть бесконечно?), уравновешивает, настраивает на высокий лад. Сублимация, так сказать. А для мужчины? О, лучше не говорите! Многие мужчины хотели бы "между делом", запросто взять удочку и пойти половить окунька. Они даже едут за сотни километров от городской квартиры, чтобы получить именно это ощущение и впечатление. А банька? Квадратный метр на берегу малой реки будет стоить дороже.
2. Привлекательность для инвестора, который строит отели, базы отдыха, рестораны, пешеходные и лодочные маршруты, прочие аналогические проекты. Экотуризм. Для этих целей малая река может оказаться нисколько не хуже большой реки или крупного озера. И только нынешняя захламлённость малых рек и их берегов ещё спасает их от жадного "инвестора". Хотя и большие реки не избежали грустной участи.
3. На берегах больших рек и озёр практически невозможно найти места для строительства. И любые проекты сопряжены обычно с крупными скандалами. Возьмите пример той же Москвы-реки в сторону Звенигорода. Или Оки в районе Поленово, Тарусы. Про Клязьму молчу. Многие даже малые озёра так окружили коттеджами, что голова между заборами с трудом протискивается. Для малых рек такой ситуации нужно избежать категорически, а то всё испортишь, цена упадёт, все начнут убегать в тайгу. Вон, генерал-министр Шойгу предлагает строить мегаполисы в сибирской тайге. Кого туда возьмут с Рублёвки, тому повезёт, а остальная "элита" останется прозябать в рублёвском "заповеднике", куда будут возить туристов на экскурсию "Из жизни олигархов на рубеже 20-21 веков" (приём пищи за дополнительную плату). Все не поедем в тайгу. Давайте займёмся малыми реками России.
4. Восточное Подмосковье (уже Мещёра) как раз отличается наличием множества малых рек. Конкурентное преимущество! И Гжель в этом отношении — настоящая жемчужина. В Гжели два национальных достояния: а) традиционный народный художественный керамический промысел (автор: народ); б) региональная модель непрерывного образования, пионерская для 70-80-х годов (авторы: В.М. Логинов, А.А. Андреева), когда она формировалась, но особенно вновь актуальная нынче (тема отдельного разговора). Эффективное использование потенциала малых рек Гжели для качества жизни людей может стать социально-экономической моделью и управленческим опытом мирового уровня (чистота и прозрачность как национальная идея). Автора на сцену!
5. Развитие туристического кластера Гжели как сратегическая цель. Развитие туристического комплекса исторического региона значительно обогатится, можно сказать, приобретёт принципиально иное, более богатое, содержание на основе грамотного использованием малых рек Гжели. На роль малых рек Гжели мы уже обращали внимание в нашей работе "В ЛЮДИ".
6. Принципиально важно, что авторы проекта приглашают к участию студентов профильных специальностей. Думаю, что студентам Гжельского университета — все карты в руки. Можно и к московскому проекту присоединиться, но "со своими пирогами" — на примере Гжели.
7. Малые реки — бездонная тема для педагогических проектов учителей и школьников Гжели (отдельный повод для разговора).
Давайте всё-таки помнить, что наша Российская цивилизация рождалась как континентальная, где максимально использовались реки как пути передвижения и рубежи. Великие глобальные древнейшие торговые пути между Западом и Востоком (ещё до Великого Шёлкового пути) — Путь из Варяг в Греки и Великий Волжский путь — возникли тысячелетия назад и пронизывали Евразию насквозь. На этом пространстве, на этом хребте сформировалась Россия. А стягивали и питали её — как кровеносная система организм человека — малые реки. Такова, как говорится, история с географией. Сложившийся облик цивилизации может исчезнуть только вместе с самой цивилизацией. Если мы не сбережём малые реки России, то… Не хочется об этом даже думать.
Постараемся обойтись без новых трущоб типа Сити, но в сельской местности. Как-то по уму, наконец, что ли… Сохраняя, так сказать… Опираясь, видите ли...
Чем Сеченка хуже Городни?
P.S. Ещё до эксперимента на реке Городне на малой московской реке Сетунь (на Западе Москвы) в районе Московского радиотехнического завода (МРТЗ) возведены подавляющие своей громадностью кубические высотки. А на части территории самого МРТЗ, выводимой из промышленного использования, которая, как говорят, загрязнена отходами, будут, как говорят опять же, возводить жилые дома. Скорее всего, такие же "кубические".
Похожие статьи:
Главшкола → К вопросу формирования туристического кластера
В классе у Мастера → Продаётся "Вена"...
Главшкола → Туристический кластер. С чего начать?
Главшкола → Визитная карточка местности для туристов
Главшкола → Чем наполнять музейное пространство территории?