ГлавнаяСтатьиГлавшколаСквозные идеи и образы образовательного курса
Разделы статей

Сквозные идеи и образы образовательного курса

13 мая 2018 - Сергей Пимчев
Сквозные идеи и образы образовательного курса
Очевидно, целостное восприятие образовательного курса — одна из ключевых проблем дидактики, да и, в целом, теории содержания образования.
Чаще всего образовательный курс осваивается как бы "разорванно", фрагментарно. Например, литература изучается по авторам, история — по периодам.
Создатели стройной теории содержания образования, например, советской (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.), предполагали, что сформулированные ими универсальные принципы пронижут предметное (т.е. локальное) содержание образования, но это не было доведено до логического завершения. Советскую педагогику отправили на "свалку" истории, затем лет 25 теоретически бросались из угла в угол, теперь замерли (я бы сказал вмёрзли) на компетентностном подходе. Сейчас не буду его "раскладывать" — хочу только показать, что с бухты барахты фундаментальные проблемы теории обучения не решаются и то, что было наработано десятилетиями, по степени продуманности и обоснованности — а также самостоятельности, или, как говорится, суверенности, — на голову превосходит нынешние потуги.
Кстати, на днях телеведущий Д. Куликов задал вопрос г-ну В. Никонову: помогите, мол, разобраться зрителям с ЕГЭ и компетенциями. Руководитель Комитета образования Госдумы, который каждый день читает американские газеты, на вопрос ответить не сумел. У него в голове концепции нет. Зачем он занимает эту должность (далеко не единственную, кстати)? Ну, это ладно. Про новую теорию дидактики нужен отдельный разговор. Сейчас скажу только об одной идее, которая вполне реализуема учителем, если он ей вдохновится.
На днях я всё-таки решился и просмотрел зараз все семь серий фильма "Тени исчезают в полдень". Надеюсь, отдельно о книге Анатолия Иванова, о фильме Краснопольского и Ускова говорить нет смысла, — это сага о русской деревне практически на протяжении всего ХХ века, на ключевых переломах нашей истории (90-е требуют отдельной саги). Непрерывный просмотр позволяет полностью погрузиться в сюжет и судьбы героев и тем самым, как говорится, кожей прочувствовать историю своего народа — в её самых существенных и главных чертах. Думаю, что это лучше многих иных учебников истории может создать целостный образ. Хотя я реально понимаю, что сориентировать современного школьника и студета на многочасовой просмотр серьёзного, хотя и блестящего фильма — сложная педагогическая задача. Хотя… почему нет? Можно приобрести необычный, именно познавательный, опыт. И опять спрашиваю — почему нет? Один из бизнес-проектов театральных продюсеров как раз и связан с тем, что зрителю предлагается прийти на спектаклю длительностью в несколько часов. А тут — такой же "новомодный" проект и, заметьте, совершенно бесплатно. Если получится, отлично.
Это можно сделать перед изучением, например, курса советской истории или литературы. А затем на протяжении времени преподавания систематически демонстрировать фрагменты киносаги по самым разным аспектам, которые педагог после структурного анализа может определить сам, дабы их там великое множество: конкретные исторические ситуации, характеры людей, материальная обстановка и др. Вопрос исторической и художественной достоверности здесь уже решён.
В заключение напомню, что таких киносаг у нас достаточно — для любых образовательных курсов.
Например, "Вечный зов" или "Тихий Дон".
 

Похожие статьи:

НовостиСкаткин. Формула для будущего

ГлавшколаК новой теории содержания образования

НовостиК 115-летию со дня рождения Михаила Николаевича Скаткина (1900-1991 гг.)

НовостиЭлектронная Россия + Электронная Москва +...

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.