ГлавнаяСтатьиГлавшколаАтланты держат... эта... небо... на каменных руках
Разделы статей

Атланты держат... эта... небо... на каменных руках

30 ноября 2019 - Сергей Пимчев
Атланты держат... эта... небо... на каменных руках
Наверное, меня сейчас могут обвинить в политизации, и что школа и университет — вне политики, тем более, давно пора забыть такие понятия, как "идеологическа борьба" и т.п. Кроме того, нечего вносить в обсуждение общепедагогических вопросов иделогический аспект.
Во-первых, я с этим не могу согласиться, поскольку идеологическая борьба имеет место, причём значительное, если не сказать реашающее для жизни общества. Это разговор о том, на каких идеях строить наше общество, наше будущее. Не будем, как говорится, "лакировать" и лгать. Идей разных витает много. Какие именно выбрать, поскольку одновременно жить на основе разных идей подобно жизофрении? Вот тут и оказывается, что одни хотят жить по одним идеям, а другие — совсем по иным. Причём как-то так получается, что когда к власти приходят некоторые малоизвестные люди, сторонники некоторой известной идеи, то они просто всем навязывают, несмотря на свои крайне "демократические" убеждения. В студии у мистера Швыдкого, прославившегося антикультурными провокациями на канале с культурным названием "Культура", как раз и собрались (за небольшим исключением) люди, которые принадлежат к т.н. "демократическому" направлению. А именно это направление практически четверть века определяет положение дел в нашем обществе, включая систему образования. Каким оказывается это положение, два мнения нынче встречаются редко. Я про этих людей ничего не знал бы, да и не стремился особенно знать, но у нас такое информационное пространство: тебя ставят в известность именно про них, а про других, про кого нужно бы, — не ставят. Люди по правую сторону от ведущего, на мой взгляд, по своим убеждениям (именно об этом речь) относятся уже к "бывшим", несмотря на заметные должности, которые занимают сейчас: им сначала нужно отчитаться за то, что они за 20-25 лет сделали. Хотя, в общем, с этих именно людей спрос невелик: они исполнители — законодателями были другими. А, главное, у России — сегодня другие задачи, не такие, как в 90-е. Вот, видите, идеологическая борьба уже началась — прямо со второго абзаца. Поэтому переходим ко второму пункту.
Итак, во-вторых. Характер обсуждения темы "стандарта образования" продемонстрирован, прямо сказать, удивительный. "Стандарт образования" (лично я против данного "демократического" термина, но его сделали юридическим, поэтому приходится использовать), для простоты понимания не специалистом, — это учебная программа. Учебная программа отвечает на ключевой, исходный вопрос: чему же именно учить, иначе говоря, каково содержание образования (в двух его основных составляющих — обучения и воспитания)? Оно и прописывается в документе: прежде всего, основные научные понятия и термины учебного курса, мировоззренческие установки и принципы, на которых он строится, знания, умения, навыки, которые нужно освоить ученику, основные формы и виды деятельности (как школьника, так и учителя), источники и литература, структура курса. Это главное — в специальные науковедческие педагогические тонкости сейчас пока не будем погружаться. Скажите, пожалуйста, из этой передачи что вы узнали для себя полезного по данному вопросу? Первое, что я лично узнал, что господа-товарищи или не читали, или забыли хрестоматийную научно-педагогическую литературу по проблеме содержания образования. Но главное, умолчали о том, кто же довёл систему образования до того состояние, которое они критикует. Некоторые из гостей студии несут самую прямую ответственность за это.
В-третьих. Сначала я думал разместить рецензию в раздел "Педагогической политологии", однако, по названным выше причинам, отказался: внешне разговор выглядел сумбурным, с перескоками с темы на тему. А вот использовать данный материал для дискуссии на педагогическом семинаре в школе, а также для студентов-педагогов показалось вполне подходящим. 
Рабочее задание: проанализируйте высказывания участников телепрограммы и сформулируйте их идеологические и педагогические подходы (взгляды, позиции, установки).
Телеканал "Культура", тема "Дети и средняя школа", от 30.11.19:
https://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/2225035/brand_id/61882/
 

Похожие статьи:

ГлавшколаЧто значит "от печки" для содержания образования?

Пикейные жилеты считаютКакими будут самолёты в 2030 году

Cui prodest? Педагогическая политологияРасширение возможностей. Давос 2018 о типе будущего образования

ГлавшколаКак разработать образовательную программу?

Прогностика. Образование для будущегоКакими будут новые экзамены?

Комментарии (2)
Сергей Пимчев # 2 декабря 2019 в 00:33 0
Извините, уточню. Справа от ведущего - кроме директора школы. Но и директор школы неправильно информировала общественность в отношении "свободы учителя" в Москве. Ситуация ровно обратная: жёсткое подчинение установкам Департамента образования - как говорилось когда-то, "иного не дано".
Сергей Пимчев # 2 декабря 2019 в 01:09 0
К замечанию академика-историка Чубарьяна о том, что он гордится тем, что изучение истории в России начинается с Древней Греции и Древнего Рима - в отличие от европейских стран, где начинают со своей. Сам он специалист по всеобщей истории, был директором института всеобщей истории - его профессиональные интересы понятны. Но моё персональное мнение другое: надо начинать изучение истории в наших школах с истории России с древнейших, самых "смутных" времён, когда, естественно, России не было, а не с VI в. (когда России тоже ещё не было). Тем более, что сейчас уже известно гораздо больше о древнейшей истории славян и народов, проживающих на территории Восточной Европы и Азии. Мы Древний Египет изучаем с VI тысячелетия до н.э. Примерно также надо начинать историю "нашей" Евразии. Там есть, о чём говорить - по большому счёту. Вообще другая картина мира получается.
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.