Нельзя сказать, что этой теме в практической педагогике внимания не уделяют. В большей мере это было свойственно советской педагогике, особенно в связке с темой предательства, прежде всего, Родины. А в личном плане? И в литературном отношении, и в кино - было, в общем, не мало. Как явление - показывалось, раскрывалось. В России буржуазной (с 1991 г. по н/в) эта тема ушла на самый дальний план. Видимо, потому, что подлость теперь понимается как... личное дело каждого. Ну, ладно. А как быть тем, кто - не подлец? То, что подлости - откровенной, открытой, беззастенчивой - стало на порядок больше в повседневной жизни и в обществе, - медицинский факт. А как от неё и от них (подлецов) защититься? Причём эффективно? Об этом не говорили ни в советское время, ни, тем более, нынче. А нужно, очень нужно детям и подросткам, потому что они с этими типами столкнутся - типами, которые не просто подлецы, а именно воспитаны таковыми. Бросив ему в лицо "Подлец!", вы будете смешны. Нужно другое.
Не готов представить методических рекомендаций, пока только на уровне размышлений.
Для начала нужно чётко понимать признаки подлеца. Научиться их различать в поведении людей. Каковы они, эти признаки, пока ещё человек (в кавычках) не совершил по отношению к вам подлость? Думаю, что неестественная приветливость и даже льстивость - верный признак подлеца. Если в общении неожиданно меняется обстановка и у нашего персонажа (потому что он не готов, не успел перестроиться и поменять маску - а подлец носит маску) проявляется нота превосходства над вами - думаю, это признак подлеца, не доверяйте ему. Что ещё? Если подумать, то сможем составить приличный перечень признаков такого рода, которые нас - предупредят.
Что делать? Главное, на мой взгляд, - максимально от этого человека изолироваться, выключить его из своей жизни. А если невозможно, если вы вместе работаете или учитесь? По-любому, не вступайте с ним в общение, уж точно не проявляйте инициативы (не надо быть "добреньким"), а на его (или её) инициативы реагируйте формально или даже прохладно (что может быть по форме нормально вежливым). Но, к сожалению, часто подлеца это не тормозит, он уверен в своём методе. Значит, придётся держать что-то "про запас" на случай подлого действия. Что? Не хочется об этом говорить, но имейте в резерве козырь - какой-нибудь "штрафной" поступок подлеца, который он хотел бы скрывать. Намекните ему, что в случае подлости всё станет широко известным. Подлец обычно - трус и должен понять даже намёк, не то, что прямое указание. Это хорошо проветривает мозг.
А как воспитывать молодёжь против подлецов?
Ну, понятно, что про Мальчиша-плохиша должно быть известно с детства. Вообще, в произведениях литературы и кино специально обращаться к "образу подлеца" (а не только героев).
Можно проигрывать в разговоре различные жизненные ситуации, с которыми сталкивались вы сами и обсуждать их с ребятами. В жизни самих ребят уже наверняка встречалась подлость - проанализируйте такие проявления.
Мне кажется, возможна психологическая игра, где можно сценировать ситуацию и собственное поведение, отработать личный метод противостояния.
Подлость не может оставаться безнаказанной. Конечно, по моим наблюдениям, даже если не предпринимать усилий, подлец всё-равно воткнётся в свой "столб", рано или поздно, без ваших усилий. Таков высший закон. Поэтому специально стремиться наказать подлеца, тем паче, тратить свои драгоценное время и усилия вряд ли стоит. Но при случае - почему нет?
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → "Не повторяется такое никогда...". Счастье человека: PRO, или Семь уроков Константина Дмитриевича Ушинского
Родительский кров. Воспитание → Подлость? Обычное дело...
Парта. Воспитание в обществе и школе → Как изящно наказать негодяя
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Парта. Воспитание в обществе и школе → Уносимые ветром