ГлавнаяСтатьиНаучно-методические консультации-вариацииИзучаем системный подход после царя Гороха
Разделы статей

Изучаем системный подход после царя Гороха

6 июля 2019 - Сергей Пимчев
Изучаем системный подход после царя Гороха
Системному подходу специально ни в школе, ни в университете, как я понимаю, не учили прежде, не учат и сейчас. Если учат, то стихийно. Например, при изучении Периодической системы естественным образом звучит термин "система", однако специально на него не обращается внимания. Лично мне удалось специально изучать системный подход только в аспирантуре. Но было это при царе Горохе. Давно уже нужно было "опустить" это понятие на "нижние этажи" образовательной лестницы. Это первое.
Второе. При изучении системного подхода (при царе Горохе) в монографиях очень мало приводилось примеров для иллюстрации системного подхода. Разнообразных и разноуровневых. Понятно — занимались этим делом философы, которые специально выражаются непонятно, чтобы выглядеть "научными" (за исключением выдающихся философов, которым это не нужно).
Между тем, система — фундаментальное понятие гноселогии (т.е. теории и процесса познания). Основа методологии научного анализа. И примеров можно привести множество. Последнее обстоятельство для школы и университета особенно важно. Именно такой пример я приведу.

Средиземное море

Какие только чувства не вызывает Средиземное море — колыбель и европейской, и азиатской цивилизаций (переплетённых между собой)! Средиземное море изучают и на географии, и по истории, его можно изучать и на литературе (национальная литература средиземноморских стран, и на природоведении. Материалы, связанные со Средиземным морем, можно привлекать по другим предметам. А что стоит разговор о путешествиях, туризм!
При царе Горохе один уважаемый (именно так и было) академик, иллюстрируя системный подход, любил приводить образ матрёшки. Почему понятно. Примерно таким образом поступлю и я, только говоря о Средиземном море.
 

Сначала познакомимся с отрывком из классической работы замечтального французского историка (школа "Анналы") Фернана Броделя "Средиземное море" (1949). Полное название труда: "Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II" (примерно конец Средних веков). Отрывок посвящён малым морям внутри Средиземного моря.

"Малые моря, фундамент истории

Средиземное море — это целая цепочка водных равнин, соединенная между собой более или менее широкими проходами. В каж дом из двух больших средиземноморских бассейнов, западном и вос точном, находятся обособленные друг от друга выступами суши груп пы малых морей, narrow-seas. Каждая из них — целый мир со своими особенностями, собственными типами судов, своими обычаями и своими закономерностями развития, и, как правило, самые ограниченные по площади из этих морей играли важную роль в истории, как будто бы люди начинали с освоения нескольких Средиземных морей в миниатюре.
Эти водоемы по сей день живут своей обособленной жизнью, яркость которой придает сохранившийся обычай использовать старин ные грузовые парусники и давно вышедшие из моды рыбацкие лодки. Вот в Сфаксе море Сиртов, где плавают махонны с треугольны ми парусами, лодки ловцов губок, камаки, с борта которых джербинцы и керкеннийцы поражают рыбу острогой. Современна ли эта? Вместе с Теофилем Готье, обогнув мыс Малею, мы вступаем в Архипелаг с его островами и медленными течениями; тотчас же «горизонт покрывается парусами; бриги, шхуны, каравеллы, аргосии бороздят голубые воды во всех направлениях...» Такова привилегия и такова участь малых морей и сегодня . Живучесть этих устаревших средств передвижения, неизменность их маршрутов в течение столетий ставят перед нами проблему. Как вчера, так и сегодня их значение связано с краткосрочностью переходов, накоплением множества мелких заказов на фрахт. Кроме того, с узким семейным кругом обслуживающих эти маршруты лиц, их безопасностью. Трудности для здешних моряков начинаются на дальних переходах, когда они должны проститься с родны ми берегами, миновать опасные мысы. «Тот, кто огибает мыс Малею, — говорит греческая поговорка, — должен забыть об отечестве».
Узкие полосы воды, о которых идет речь, благодаря морским путям, сходящимся к ним и позволяющим отправляться на большие рас стояния, играют в XVI веке гораздо более значительную роль, чем два обширных участка Средиземноморья на востоке и на западе Ионическое море и море, образуемое Сардинией, Корсикой, Европой и Африкой. И то, и другое, но особенно первое представляют собой настоящие водные пустыни, которые торговые корабли стараются обогнуть или поскорее пересечь.
Морская жизнь Средиземноморья протекает на окраинах этих двух больших пространств, устрашающих своими размерами, в замкнутых пределах малых морей: на востоке — Черного моря, правда, лишь наполо вину средиземноморского, и Эгейского моря, или Архипелага (в XVI веке употребительной нормой даже во французском языке является италь янское слово Г Archipelago ); в центре — Адриатического и безымянных морей, находящихся между Африкой и Сицилией, на западе — Тиррен ского, по преимуществу итальянского моря, «Этрусского моря», огра ничиваемого Сицилией, Сардинией, Корсикой и Западным побережь ем Италии; наконец, на крайнем западе, между Южной Испанией и со седствующей с ней частью Африки, —также безымянного моря, «среди земноморского Ламанша», которое на востоке можно обозначить линией, проходящей от мыса Матифу через Алжир к соседнему с Валенсией мысу Нао и которое соединяется Гибралтарским проливом с Атлантикой.
Внутри вышеназванных морей можно также выделить участки меньших размеров, поскольку в Средиземном море нет ни одного залива, который не представлял бы собой обособленного мирка и не был бы малой родиной для окрестных жителей".

Таким образом, учебное задание вытекает само собой: посчитать внутренние моря Средиземного моря.
Масштаб карты можно увеличить и посчитать заливы.
Таким же образом можно использовать речные системы. Перенесёмся из Средиземного моря на нашу Родину. Изучим бассейн Москва-реки. Поняли как? Подсказывать не надо?
 

Чем не "матрёшка"?
Планетные системы.
Почвы.
Растения.
Климатические зоны.
Лес. Поле. Озеро. Каждое можно рассмотреть именно как систему (биоценоз), а не только природное явление.
Торговые пути и ярмарки.
Что ещё?
Главное — выделить элементы разного уровня и связи (отношения) между ними.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияВардан Багдасарян. Неовизантийская перспектива в борьбе мировых идей

Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную темуТеорема автомеханика

Научно-методические консультации-вариацииКто и почему побеждает

Проехаться по России. Образовательные путешествияЧёрное море. Мечтая о золотом руно

Мастер-класс, или В классе у МастераИзучаем универсальные понятия. Система

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.