Системному подходу специально ни в школе, ни в университете, как я понимаю, не учили прежде, не учат и сейчас. Если учат, то стихийно. Например, при изучении Периодической системы естественным образом звучит термин "система", однако специально на него не обращается внимания. Лично мне удалось специально изучать системный подход только в аспирантуре. Но было это при царе Горохе. Давно уже нужно было "опустить" это понятие на "нижние этажи" образовательной лестницы. Это первое.
Второе. При изучении системного подхода (при царе Горохе) в монографиях очень мало приводилось примеров для иллюстрации системного подхода. Разнообразных и разноуровневых. Понятно — занимались этим делом философы, которые специально выражаются непонятно, чтобы выглядеть "научными" (за исключением выдающихся философов, которым это не нужно).
Между тем, система — фундаментальное понятие гноселогии (т.е. теории и процесса познания). Основа методологии научного анализа. И примеров можно привести множество. Последнее обстоятельство для школы и университета особенно важно. Именно такой пример я приведу.
Средиземное море
Какие только чувства не вызывает Средиземное море — колыбель и европейской, и азиатской цивилизаций (переплетённых между собой)! Средиземное море изучают и на географии, и по истории, его можно изучать и на литературе (национальная литература средиземноморских стран, и на природоведении. Материалы, связанные со Средиземным морем, можно привлекать по другим предметам. А что стоит разговор о путешествиях, туризм!
При царе Горохе один уважаемый (именно так и было) академик, иллюстрируя системный подход, любил приводить образ матрёшки. Почему понятно. Примерно таким образом поступлю и я, только говоря о Средиземном море.
Сначала познакомимся с отрывком из классической работы замечтального французского историка (школа "Анналы") Фернана Броделя "Средиземное море" (1949). Полное название труда: "Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II" (примерно конец Средних веков). Отрывок посвящён малым морям внутри Средиземного моря.
"Малые моря, фундамент истории
Средиземное море — это целая цепочка водных равнин, соединенная между собой более или менее широкими проходами. В каж дом из двух больших средиземноморских бассейнов, западном и вос точном, находятся обособленные друг от друга выступами суши груп пы малых морей, narrow-seas. Каждая из них — целый мир со своими особенностями, собственными типами судов, своими обычаями и своими закономерностями развития, и, как правило, самые ограниченные по площади из этих морей играли важную роль в истории, как будто бы люди начинали с освоения нескольких Средиземных морей в миниатюре.
Эти водоемы по сей день живут своей обособленной жизнью, яркость которой придает сохранившийся обычай использовать старин ные грузовые парусники и давно вышедшие из моды рыбацкие лодки. Вот в Сфаксе море Сиртов, где плавают махонны с треугольны ми парусами, лодки ловцов губок, камаки, с борта которых джербинцы и керкеннийцы поражают рыбу острогой. Современна ли эта? Вместе с Теофилем Готье, обогнув мыс Малею, мы вступаем в Архипелаг с его островами и медленными течениями; тотчас же «горизонт покрывается парусами; бриги, шхуны, каравеллы, аргосии бороздят голубые воды во всех направлениях...» Такова привилегия и такова участь малых морей и сегодня . Живучесть этих устаревших средств передвижения, неизменность их маршрутов в течение столетий ставят перед нами проблему. Как вчера, так и сегодня их значение связано с краткосрочностью переходов, накоплением множества мелких заказов на фрахт. Кроме того, с узким семейным кругом обслуживающих эти маршруты лиц, их безопасностью. Трудности для здешних моряков начинаются на дальних переходах, когда они должны проститься с родны ми берегами, миновать опасные мысы. «Тот, кто огибает мыс Малею, — говорит греческая поговорка, — должен забыть об отечестве».
Узкие полосы воды, о которых идет речь, благодаря морским путям, сходящимся к ним и позволяющим отправляться на большие рас стояния, играют в XVI веке гораздо более значительную роль, чем два обширных участка Средиземноморья на востоке и на западе Ионическое море и море, образуемое Сардинией, Корсикой, Европой и Африкой. И то, и другое, но особенно первое представляют собой настоящие водные пустыни, которые торговые корабли стараются обогнуть или поскорее пересечь.
Морская жизнь Средиземноморья протекает на окраинах этих двух больших пространств, устрашающих своими размерами, в замкнутых пределах малых морей: на востоке — Черного моря, правда, лишь наполо вину средиземноморского, и Эгейского моря, или Архипелага (в XVI веке употребительной нормой даже во французском языке является италь янское слово Г Archipelago ); в центре — Адриатического и безымянных морей, находящихся между Африкой и Сицилией, на западе — Тиррен ского, по преимуществу итальянского моря, «Этрусского моря», огра ничиваемого Сицилией, Сардинией, Корсикой и Западным побережь ем Италии; наконец, на крайнем западе, между Южной Испанией и со седствующей с ней частью Африки, —также безымянного моря, «среди земноморского Ламанша», которое на востоке можно обозначить линией, проходящей от мыса Матифу через Алжир к соседнему с Валенсией мысу Нао и которое соединяется Гибралтарским проливом с Атлантикой.
Внутри вышеназванных морей можно также выделить участки меньших размеров, поскольку в Средиземном море нет ни одного залива, который не представлял бы собой обособленного мирка и не был бы малой родиной для окрестных жителей".
Таким образом, учебное задание вытекает само собой: посчитать внутренние моря Средиземного моря.
Масштаб карты можно увеличить и посчитать заливы.
Таким же образом можно использовать речные системы. Перенесёмся из Средиземного моря на нашу Родину. Изучим бассейн Москва-реки. Поняли как? Подсказывать не надо?
Чем не "матрёшка"?
Планетные системы.
Почвы.
Растения.
Климатические зоны.
Лес. Поле. Озеро. Каждое можно рассмотреть именно как систему (биоценоз), а не только природное явление.
Торговые пути и ярмарки.
Что ещё?
Главное — выделить элементы разного уровня и связи (отношения) между ними.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Вардан Багдасарян. Неовизантийская перспектива в борьбе мировых идей
В классе у Мастера → Изучаем универсальные понятия. Система
Проехаться по России. Образовательные путешествия → Чёрное море. Мечтая о золотом руно
Главшкола → Кто и почему побеждает
Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную тему → Теорема автомеханика