На данном примере хорошо видно, как можно изучать историю на аналитическлм уровне и как — на описательном. На описательном — это как "подготовиться" к экзамену: вызубрить имена царей, даты битв — и вскоре забыть. На аналитическом — значит, освоить крепко методы анализа общественных явлений (на примере истории), чтобы опираться на них в повседневной жизни, в т.ч. применять в различных сферах деятельности, не только в политической. И учителя, преподаватели отличаются между собой по своему уровню кардинально именно с данной точки зрения. Одни изучают с тобой исключительно эмпирику. Другие — учать методологии анализа (на примере эмпирики).
Потренироваться можно на тексте крупного дореволюционного историка Ивана Дмитриевича Беляева (1810-1873). Речь идёт о предисловии к его знаменитой монографии "Крестьяне на Руси" (1860), опубликованной в самый канун отмены крепостного права, что уже характеризует автора как глубокого социального аналитика и прогнозиста.
Учебный вопрос такой: выделите на основе приведённого текста приёмы научного анализа, использованные автором.
А ещё будет сногсшибательно, если дополнить задание, например: попробуйте представить, в каких будущих жизненных обстоятельствах вы сможете использовать выявленные приёмы научного анализа.
Иван Дмитриевич Беляев. Крестьяне на Руси (1860).
Отрывок
Русское общество в продолжение своего почти тысячелетнего существования, известного истории, в различные периоды своей жизни признавало различное значение крестьян, как по закону, так и в жизни, на практике. Даже самое название крестьян в различное время было различно, согласно с различным положением крестьян в обществе. Так что для исследования о значении крестьян в различные периоды жизни Русского Общества должно наперед указать, в какое время какое название носили крестьяне. А для этого прежде всего должно сравнить по памятникам признаки крестьянства, встречающиеся с именем крестьян, с таковыми же признаками, находящимися в других памятниках, в которых вместо крестьян стоят другие названия.
Крестьяне в первый раз под собственным своим именем встречаются в уставной грамоте митрополита Киприана, данной в 1391 году Константиновскому монастырю. В грамоте сказано: "И Киприян митрополит так рек игумену и христианом монастырским: ходите вси по моей грамоте, игумен сироты держи и сироты игумена слушайте" (ААЭ. Т. I. No 11). А в грамоте так выражены обязанности крестьян к землевладельцу, к Константиновскому монастырю: лучшие, т.е. зажиточные из крестьян, живущих в селах Константиновского монастыря, должны наряжать монастырь и монастырский двор, по наряду пахать монастырскую землю и убирать хлеб, делать внешние и зимние езы и заколы для рыбной ловли, оплетать сады, прудить пруды, осенью ловить на монастырь бобров, на Пасху и на Петров день приносить игумену подарки, сколько кто хочет, на монастырский праздник приводить из села по яловице, молотить рожь, молоть солод и проч., а в которое село приедет игумен на братчину, то складчинники на братчине дают игуменовым конем по зобне овса.
Потом жалованная грамота Ярославского князя Федора Федоровича Толгскому монастырю, данная в 1400 году, представляет крестьян вольными людьми, могущими переходить от одного землевладельца к другому, живущими на землях монастырских и княжеских волостных, платящими дань и разные пошлины, частию землевладельцам, и подлежащими суду или княжему по общему порядку всех свободных людей, или по привилегии землевладельческому монастырскому (ААЭ. Т. I. No 15). Те же признаки крестьян и с настоящим их именем мы находим в жалованной грамоте князя Юрия Дмитриевича Звенигородского Савино-Сторожевскому монастырю, данной в 1404 году (АИ. Т. I. No 15).
Далее, в жалованной грамоте Ионы митрополита Андрею Афанасьеву, данной в 1450 году, видно, что крестьяне жили не только на монастырских и княжих землях, но и на землях других владельцев и свободно могли переходить с одной земли на другую. В грамоте сказано: "Сел Андрей Афанасьев на своей купле на Голямовской пустоши, в волости пречистые Богородицы и моей, в Романовском; и кого Андрей на ту пустошь к себе перезовет из иных княжений, а не из моей волости, из сел пречистыя Богородицы, и тем людям, пришлым, ненадобе с моими крестьяны с волостными тянути ни в какое дело" (ААЭ. Т. I. No 15).
Наконец, в грамоте В. К. Ивана Васильевича Суздальским и Юрьевским наместникам, данной в 1466 — 1478 году, указывается на сроки, когда в году крестьяне имели право переходить от одного землевладельца к другому, именно сроком здесь назван Юрьев день осенний, а кто переходит не в этот срок, того возвращали назад, доживать до сроку (ibid. No 83).
Таким образом, в грамотах, в которых упоминается имя крестьян, признаками крестьянства мы находим: свободу крестьян жить на землях казенных волостных, княжих, монастырских и других владельцев, свободу переходить с одной земли на другую в известный срок в году, в Юрьев день, подчинение крестьян общему суду, ежели землевладелец не имел привилегии на право своего суда над крестьянами, обязанность платить казенные подати и отправлять другие повинности государственные, и в то же время платить оброки и отправлять разные земледельческие работы на землевладельца, на земле которого живет крестьянин.
То же значение крестьян и те же признаки крестьянства только с большими подробностями мы находим в иных грамотах, старших и современных грамотам, приведенным выше, в которых крестьяне являются под другими названиями древнейшими. Так, например, грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты (1338 — 1340 гг.), грамота Нижегородского князя Александра Ивановича (1410 — 1417 гг.), грамота великого князя Василья Дмитриевича, данная митрополиту Фотию в 1425 году (АА. Т. I. No 4, 17 и 23), называют крестьян общим именем люди, в которых люди сии, так же как и крестьяне в приведенных выше грамотах, признаются свободными, могущими переходить от одного землевладельца к другому, и тянувшими судом и данью и другими повинностями и проторами к городу, ежели не были освобождены от этого особою грамотою, данною землевладельцу. В других грамотах крестьяне называются сиротами. Таковое название мы встречаем в грамоте Тверских князей, данной Отрочю монастырю (в 1361 — 1365 гг.), и в приведенной выше грамоте митрополита Киприана, данной Константиновскому монастырю в 1391 году; в этой грамоте, как мы уже видели, встречается в первый раз и название крестьян и исчисление их обязанностей в отношении к монастырю. Эта грамота, таким образом, ясно показывает, что названия сирот и крестьян принадлежали одним и тем же членам Русского общества. То же название сирот и крестьян, принадлежащее одному и тому же классу свободных людей, мы находим в Новгородской грамоте 1411 года: "Даша грамоту, жалованную на Ярославле дворе сиротам Терпилова погоста, давати им поземье посадниче и тысяцкого по старым грамотам по 40 бел, да по 4 сева муки, по 10 хлебов. А кто крестьянин Терпилова погоста в Двинскую слободу выйдет, ино ему мирянину тянути в Двинскую слободу; а который Двинянин слободчик почнет жити на земле Терпилова погоста, и той потянет потугом в Терпилов погост". (АИ. Т. I. No 17).
В других грамотах крестьяне назывались серебрениками, половниками и рядовыми людьми. Так в жалованной грамоте Белозерского князя Михаила Андреевича 1450 года князь пишет своему наместнику: "И ты б монастырских людей серебреников от Юрьева дня до Юрьева дня не принимал, а принимал бы еси серебреники о Юрьеве дни осеннем, и который пойдет о Юрьеве дни монастырских людей в твой путь, и он тогды и деньги заплатить… А которые будут вышли в монастырском серебре в твой путь; и они бы дело доделывали на то серебро, а в серебре бы ввели поруку". Или в другой грамоте, того же года, того же князя ко всем боярам и посельским: "Бил ми челом игумен Кассьян, а сказывает, что у него отказываете людей монастырских серебреников и половников и рядовых людей и юрьевских, а отказываете не о Юрьеве дни" (ААЭ. Т. 1. No 48). Наконец, грамота великого князя Ивана Васильевича на Белозеро, писанная в 1463 году, серебреников прямо называет крестьянами; в грамоте сказано: "Сотнику городскому на Белоозеро и всем христианам, и на городок на Федосьин и в Кистьнему старостам. Били ми челом Кирилова монастыря старци, а сказывают, что деи у них отказываете их людей монастырских серебренников с дворца и с деревень… И который крестьянин скажется в их серебре виноват; и вы бы их серебро заплатили монастырское, да их христианина вывезете вон" (ibid. No 73).
В Псковской судной грамоте мы встречаем изорников, огородников и кочетников, или рыболовов, которые также были люди свободные и могли переходить от одного землевладельца к другому, и переход этот дозволялся только в один срок в году, о Филиппове заговенье; мимо этого срока ни владелец не может отказать им, ни они отойти от землевладельца. В грамоте сказано: "А который государь (господин земли) захочет отрок (отпуск) дати своему изорнику, или огороднику, или кочетнику; ино отрок быти о Филипове заговейне; також захочет изорник отречися села, или огородник, или кочетник; ино потомуж отроку быти; а иному отроку не быти ни от государя, ни от изорника, ни от кочетника, ни от огородника". По Псковским же законам к изорникам, огородникам и кочетникам можно отнести название серебреников и половников: ибо в одной статье Псковской грамоты сказано, что землевладелец на изорнике или огороднике, или кочетнике мог и в закличь искать своей ссуды и серебра и пшеницы и всяких доходов; а другая статья прямо указывает, что хозяин земли, отпуская изорника или огородника, или кочетника, брал у него половину дохода, полученного с земли.
Наконец, переходя к более глубокой древности, мы встречаем в Русской Правде релейных закупов с теми же признаками, с какими уже видели крестьян, сирот, людей, серебреников и проч. По Русской Правде ролейные закупы были также люди свободные, могущие переходить с одной земли на другую, и ежели жили на земле частного землевладельца и получали от него в пособие деньги, рабочий скот и земледельческие орудия, то, оставляя землевладельца, должны были учинить с ним надлежащий расчет и возвратить полученное пособие.
Таким образом, крестьяне, сироты, люди, серебреники, рядовые люди и изполовники по Московским, Тверским и Нижегородским грамотам, изорники, огородники и кочетники по Псковской судной грамоте, и ролейные закупы по Русской Правде являются с одинаковыми признаками и, видимо, принадлежат к одному и тому же классу свободных людей, и именно к тому, который впоследствии получил общее название крестьян. Тот же класс по летописям и по другим памятникам носил в древности название смердов, земян, а позднее стал называться черными людьми.
Общественное значение крестьян, под какими бы из вышеприведенных названий они не встречались в памятниках, резко распадается натри времени. Первое время, от начала исторических известий о крестьянах, почти до конца XVI столетия, они пользуются свободою перехода с одной земли на другую, и от одного владельца к другому; последующее затем время, от конца XVI столетия, до второго десятилетия XVIII столетия, по закону они прикреплены к земле, хотя и пользуются во всех других отношениях правами свободных людей, полноправных членов Русского общества; и наконец, в позднейшее время, начиная с первой ревизии, они мало-помалу обращаются в крепостных людей, в полную безгласную собственность своих владельцев. Впрочем, между сими тремя резкими рубежами значение крестьян изменялось не вдруг, и означенные переходы из одного положения в другое, при всей видимой резкости, на деле, в жизни, подготовлялись постепенно и незаметно; так что большею частию прежде нежели закон утверждал то или другое значение крестьянства, это новое значение более или менее уже подготовлялось жизнью, практикой, и закон своим авторитетом освящал только то, что жизнь общества уже приняла прежде появления закона.
Похожие статьи:
Главшкола → Как пройти в библиотеку в три часа ночи?
Главшкола → Модель взаимодействия Ростеха и МГИМО
Главшкола → Дед Мазай и отмена домашних заданий
Главшкола → Что значит "от печки" для содержания образования?
Главшкола → Одно Пространство и одно Время