ГлавнаяСтатьиГлавшколаИстория московского образования как историко-педагогическая проблема
Разделы статей

История московского образования как историко-педагогическая проблема

6 сентября 2016 - Сергей Пимчев
История московского образования как историко-педагогическая проблема
Завершается последний период развития системы образования в городе Москве. Связан он с именем руководителя Департамента образования г. Москвы И.И. Калиной. Почему завершается? И почему период — отдельный?
1. Продолжительность периода — с ноября 2010 г., когда И.И. Калина был назначен руководителем Департамента образования г. Москвы, по настоящее время. В течение этого периода в московской школе произошли такие перемены, которые она не знала, пожалуй, с 30-х годов прошлого века. Именно тогда происходило укрупнение школ, против которого, кстати, решительно выступал А.С. Макаренко. И именно данная мера стала главным отличительным признаком образовательной политики И.И. Калины и С.С. Собянина. Как и жёсткий рейтинг школ по чрезвычайно ограниченному количеству критериев, что вряд ли свидетельствует о его представительности, хотя его показатели имеют существенные управленческие последствия для школ и директоров. Ничего этого в Программе развития состемы образования Москвы на 2012-16 гг. не обещалось, по этой программе на сегодняшний день публично перед общественностью никто не отчитался, сама же она автоматически продлена до 2018 г. Как хотите, так и понимайте такие манёвры. То, что это станет отдельным аспектом в будущей истории московского образования, несомненно.
2. Завершается, потому что, насколько известно, высшие чиновники могут занимать должности до 65 лет. По этой причине в ближайшие месяцы руководителем Департамента образования, министром Правительства Москвы должен стать другой человек. Если он продолжит прежнюю образовательную политику, то и продолжительность текущего периода продлится. Насколько это вероятно? Известно, что все эти либерально-подобные реформы в сфере образования Москвы и России вызывали чрезвычайно острую критику не только со стороны педагогической и родительской общественности, но и на уровне лидеров думский партий в присутствии Президента страны. Когда-то это должно закончиться, тем более, что резервные фонды истощаются прямо на глазах, доходят отдельные новости о невыплатах зарплаты в регионах. К чему дразнить людей? Да и любая реформа требует денег: хоть по укрупнению, хоть по разукрупнению. Их уже не хватает ни на что. Кроме того, на мой взгляд, проведённые реформы носят неустойчивый характер сами по себе, именно в силу того, что не снимают напряжения, а увеличивают его, порождают недовольство и неудовлетворённость. Политическое хвастовство, что московские школы в числе лучших в мире, — слишком грубое обобщение. Лучшие школы Москвы были таковыми и в мире без всяких реформ, а если сейчас какие-то школы и вписались в какие-то международные показатели, то, наверняка, они упустили в развитии своих образовательных систем что-то другое очень важное. Например, развитие воспитательной системы школы — это никак не оценивается критериями рейтинга. Этим и не занимаются, во всяком случае, воспитательная работа в школах неуклонно "сдувается".
В Министерство образования и науки — новый министр. Какая будет новая образовательная политика и будет ли она, не ясно. Могут быть слова и могут быть дела. Мэр Собянин не очень вникает, судя по всему, в проблемы городского образования, полагаясь на Министерство образования и науки России. Изменится ли там что-то? Мне кажется, что от этого будет зависит образовательная политика в Москве. Если она продолжится, противоречия и напряжения, на мой взгляд, будут нарастать. Кому это выгодно?
История российского образования и педагогики как научно-педагогическая дисциплина есть. А вот истории московского образования, насколько мне известно, нет. Хотя есть Музей образования. Между тем, Москва — по размеру сравнима со среднеевропейской страной. Она занимает особое место в стране и в мире: как столица России и как мегаполис. И в развитии образовательной системы город имеет собственные традиции и революции. Всё это достойно отдельной исследовательской работы и учебного пособия.
Мои размышления и наблюдения над актуальными событиями не претендуют на непогрешимость. Я ставил перед собой цель заявить о том, что историю московского образования необходимо и возможно, а также интересно и поучительно изучать и рассматривать как самостоятельный историко-педагогический феномен. И доводить изложение до сегодняшнего дня.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияУзкоколейка начинается в головах

Код 495Какая буква пропущена в слове "спрут"?

Код 495Пост-Калина?

Прогностика. Образование для будущегоАлександр Снегуров. Наши конкурентные педагогические преимущества

Cui prodest? Педагогическая политологияО педагогическом троцкизме

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.