Разделы статей
"60 минут"
"авангард"
"алые паруса"
"арсенал"
"бавария"
"барселона"
"битлз"
"божественная комедия". возрождение
"вежливые люди"
"весталка"
"вечер с в. соловьёвым"
"ворлдскиллс"
"воскресный вечер" соловьёва
"восточное партнёрство"
"гулшан"
"два капитана"
"демократы"
"забвение!
"застава ильича"
"золотая роза"
|
||
Суверенный ум. Как создать научную школу в новом университете
14 августа 2023 - Сергей Пимчев
Старым университетам необходимо обеспечить преемственность в сохранении лучших научно-образовательных стандартов. Их кадры удушались последние 30 лет, и дело вполне успешно продолжается "модернизаторами". Новым университетам нужно стать университетами на деле, а не по названию только. Есть доктора наук, а как посмотришь на темы докторских диссертаций — рефераты для старшей школы. Как это обеспечить? Есть механизм: научная школа. А в самой научной школе есть главное звено — учёный. На примере анализа педагогического опыта крупного советского историка Николая Владимировича Устюгова (1896-1963) раскрывается внутренняя "кухня" существования научной школы. Другого метода лично я не знаю. Надо делать так. А чтобы такой учёный работал без оглядки, руководство и власть должны ему вопросы его быта решить. Если, конечно, они думают о светлом будущем для университета или региона. Ну, не в Германию же нам ездить, как Ломоносов, каждый раз, когда мы вспомним о науке! Нет ничего драгоценнее настоящего учёного. Научная школа избавит от инерции отсталости. Гарантирует от попадания в зависимость от новомодных "властителей дум". Обеспечит, как говорится, умственный суверенитет. Кстати, ещё мысля. Есть амбиции у некоторых. Например, в "Сириусе" или Сбере. Им полезно почитать. Текст взят из книги: Устюгов Н.В. Научное наследие (1974). Можно найти в Сети. Н. В. УСТЮГОВ КАК ПЕДАГОГ (По материалам Архива АН СССР) «… Он был учителем в самом большом смысле этого слова и мы все всегда будем гордиться тем, что нам выпало счастье учиться у Николая Владимировича и называться его учениками», — писала одна из многочисленных учениц после смерти Н. В. Устюгова. Он был учителем всю жизнь, вступив на этот путь еще совсем молодым. В 1918 и 1919 гг. Николай Владимирович рабо тал народным учителем в железнодорожных школах. После значительного перерыва он продолжил свою педагогическую деятель ность в 1938 г. в качестве преподавателя Московского государственного историко-архивного института. Сюда он пришел уже сложившимся ученым, исследователем и здесь полностью раскрылся его прирожденный талант педагога. Всего три учебных года работал он в институте до начала Великой Отечественной войны. Но за это время он создал новый курс «Вспомогательных исторических дисциплин». Курс был издан стеклографическим способом в 1939—1940 гг. и служил учебным пособием многим поколениям студентов института. Впоследствии Николай Владимирович пере работал этот курс и издал его отдельными частями, расширив и дополнив новыми материалами. Одновременно с чтением курса лекций он вел и семинарские занятия по этим предметам. На лекциях и на семинарах он старался развить в студентах интерес к избранной профессии, следуя цели, которую он сам впоследствии сформулировал так: «Основная задача высшей школы — научить самостоятельной работе в области избранной специальности». В годы Великой Отечественной войны, когда Н. В. Устюгов находился на фронте, он по существу оставался преподавателем Историко-архивного института. Из переписки военных лет со студентами и преподавателями института видно, что Николай Владимирович принимал активное участие в выборе тем будущих диссертаций, интересовался качеством чтения лекций, обсуждал послевоенные планы продолжения учебы со студентами-фронтовиками. Всем им: и преподавателям, и аспирантам, и студентам, и бывшим студентам-фронтовикам писал он обстоятельные письма и всегда бодрые, оптимистические, такие по-устюговски весело задорные. «Почитаешь Ваши письма,— писали ему из Москвы,— и подумаешь: нет на свете ничего трудного, изучить польский — легко, латинский — тоже и вообще все легко — было бы желание!». Н. В. Устюгов был не только консультантом для оставшихся в Москве студентов и аспирантов МГИАИ, он вел большую педагогическую работу и на фронте. Среди сослуживцев Николая Владимировича были люди разного возраста: и умудренные опытом, и бывшие десятиклассники, и студенты. Они сразу почувствовали, увидели в нем педагога и в перерыве между боями всегда с удовольствием слушали его лекции на самые разнообразные темы: о русской литературе, о русской музыке, о русской живописи, о борьбе украинского и белорусского народов за независимость, о дьяках и подьячих московских приказов как представителях русской интеллигенции и о многом другом. Эти лекции готовились при отсутствии необходимой литературы. Но тем не менее они были всегда на уровне современных достижений науки. Николай Владимирович не оставлял без ответа ни один вопрос, ни одно письмо, будь то письмо известного ученого, студента или человека совсем далекого от науки и истории и имеющего весьма слабую общую подготовку. Здесь наиболее ярко проявилась его душевная щедрость к людям. «Вам, видно, везде и при всех условиях всегда придется обучать»,— писала его корреспондентка. И он обучал, делал это постоянно, ненавязчиво и настолько увлеченно, что многие из его молодых сослуживцев после войны пошли учпться в высшие учеб ные заведения, в том числе и исторические. После окончания Великой Отечественной войны Н. В. Устюгов вновь приступил к работе в Московском историко-архивном институте. Он разработал и читал ряд спецкурсов, создание которых шло параллельно с его научно-исследовательской работой. Таким образом, слушатели-студенты попадали в творческую лабораторию большого ученого. За годы работы в институте Н. В. Устюгов прочел спецкурсы: «Экономическая п социальная история Московского государства в XVII в.», «Русское государство в XVII в.», «Экономическое развитие русского государства в XVII в. и проблема образования всероссийского рынка», «Русская культу ра XVII в.», «История народов Средней Азии и Казахстана (Приуралья) XIII—XVIII вв.», «Классы и классовая борьба в России в XVII в.». Вначале для спецкурса выбиралась более широкая тема, но в дальнейшем прослеживается тенденция постепенного сужения и углубления проблем, разрабатывающихся в спецкурсах. Проблемы, которые ставились и решались в этих курсах, сразу вводили студентов в круг актуальных тем исторической науки и острых научных споров. Большое внимание уделял Н. В. Устюгов практическим занятиям со студентами, считая, что именно на практических занятиях и формируются исследовательские навыки. Будучи сам прекрасным знатоком исторических источников, Николай Владимирович с первых шагов учил студентов умению работать с ними. «При определении тематики семинарских занятий,— писал он,—… нужно концентрировать внимание студентов на одном или на группе источников и избегать больших списков литературы. Обилие литературы мешает самостоятельной работе студентов. Семи нарские занятия должны прививать навыки к самостоятельной работе над источником». В семинарах на младших курсах Н. В. Устюгов предлагал для изучения источник широкого профиля (Соборное уложение 1649 г. и др.). Каждому студенту давался небольшой раздел, о котором он должен был написать доклад, проанализировав источник. «Задача руководителя,— говорил Николай Владимирович,— подготовить исследователя. Это значит — научить работать самостоятельно над источниками, умению их анализировать. Самый сложный процесс — это подготовка доклада. Здесь преподаватель должен много внимания уделить студентам консультациями и советами. В работе семинаров не может быть трафарета и единообразия. Каждый руководитель может применять свои формы». Николай Владимирович на каждый студенческий доклад делал обстоятельные постраничные замечания, смотрел переделанные работы и на это никогда не жалел времени. Он требовал от студентов знания конкретных исторических фактов и умения их анализировать и сопоставлять. Критикуя студенческие доклады, Н. В. Устюгов неизменно оставался терпеливым и деликатным. Единственно чего он не прощал даже студентам — это безразличия к науке, верхоглядства и невежества. На старших курсах Николай Владимирович вел спецсеминары. Это уже качественно иная, более высокая ступень в научно-исследовательской работе. К выбору тем для спецсеминара Устюгов подходил очень ответственно. Это не был случайный набор тем по проблемам, более или менее близким руководителю. Это были темы, которые представляли определенный научный интерес, учитывали научные склонности отдельных студентов и давали возможность всему семинару в целом решить какую-то определенную научную проблему. Так, например, перед студентами была поставлена общая тема «Положение экономических крестьян в 70-х годах XVIII в.», и каждый студент получил свой район для изучения: Центральная черноземная полоса, Казанский край, Ярославский край и др. Или в семинаре изучали историю русского города в XVII в. Были представлены доклады «Население Владимира в XVII в. по писцовым и переписным книгам», «Старая Руса в XVII в.», «Переславль-Залесский в XVII в.», «Ремесленное производство в Коломне в первой половине XVII в.», «Торговля Вязьмы в 50-х годах XVII в.», «Ремесленники и работные люди Москвы по сыску 1637—1639 гг.». Большинство докладов в спецсеминарах писалось на основе архивных материалов. Н. В. Устюгов часто приходил в архивы, где работали его ученики и помогал им решить те сложные вопросы, которые воз никали при работе с источниками XVII—XVIII вв. Иногда ряд докладов выпадал из общей тематики спецсеминара. Это случалось тогда, когда студенты предлагали свою тему, и Николай Владимирович никогда не связывал студенческой самостоятельности и элементов творчества. Работа семинара складывалась не только из работы над источником и написания доклада. Доклад подвергался всестороннему обсуждению со стороны всех участников семинара. Критическое выступление по докладу одного из участников семинара давало возможность другим студентам избежать подобных недочетов в своей работе, а ожидание беспристрастного разбора побуждало быть готовым к любым, даже самым неожиданным вопросам. Подобная система ведения занятий, не новая сама по себе, давала прекрасные результаты. Многие студенты, прошедшие школу подобных семинаров, не переставали интересоваться своей темой. В дальнейшем из семинарских докладов вырастали полно ценные дипломные работы и кандидатские диссертации. «Сотни студентов нашего института,— написано в поздравительном адресе Историко-архивного института к 60-летнему юбилею Николая Владимировича,— впервые приобщились благодаря Вам к самостоятельному творчеству и многие из них стали зрелыми исследователями». Помимо собственно педагогической работы Н. В. Устюгов уделял большое внимание вовлечению студентов в научно-исследова тельскую работу кафедры, привитию любви и навыков к этой работе. Этой цели служил научно-исследовательский кружок, которым Николай Владимирович руководил бессменно более 16 лет, с 1947 г. до последних дней своей жизни. За эти годы сложились определенные научно-методические и организационные принципы работы кружка. Главной задачей кружка Н. В. Устюгов считал приобретение навыков к самостоятельной научной работе. В связи с этим в работе кружка можно различить два направления: реферирование, критический разбор книг и статей и самостоятельные научные доклады участников кружка. Оба эти направления в работе кружка были равнозначны в плане выработки научно-исследовательских навыков. Для реферирования выбирались вновь вышедшие статьи, опубликованные в исторических журналах, монографии и коллективные труды. На заседаниях кружка обсуждались статьи извест ных ученых: В. И. Шункова «Географическое размещение сибир ского земледелия в XVIII в.», Е. Н. Кушевой «Политика Русского государства на Северном Кавказе в 1552—1579 гг.», Е. И. Заозерской «Мануфактура в Москве в середине XVIII в.», Б. Б. Кафенгауза «Посадники и боярский совет в древнем Пскове», М. А. Ильина «Зодчий Яков Бухвостов», Е. И. Индовой «Крестьянство центрально-промышленных вотчин гр. Воронцовых в первой половине XIX в.», Н. В. Устюгова «Ремесло и мелкое товарное производство в Русском государстве XVII в.» и др. Обсуждались также статьи бывших кружковцев И. А. Булыгина «Беглые крестьяне Рязанского уезда в 60-е годы XVII в.», 3. К. Звездина «О социально-экономических отношениях на сло бодской Украине в конце XVII — начале XVIII в.», Ю. А. Тихонова «Рынок Устюга Великого в середине XVII в.» и др. Обсуждение статей кружковцев было особенно показатель но, так как в большинстве своем они были результатом их рабо ты в кружке. Детальному анализу подверглась книга К. П. Сер биной «Очерки из социально-экономической истории русского го рода XVI-XVIII вв.». Коллективные труды «История Москвы», т. I и II, «Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в.». «Советская исто рическая энциклопедия», т. I, «Учебник по истории СССР (для непсторических факультетов)», 1948 г. М. Н. Тихомирова и С. С. Дмитриева были обсуждены в присутствии авторов и редакторов этих работ. Подобные заседания наглядно учили начинающих исследователей (а именно так рассматривал Н. В. Устюгов каждого студента) критическому чтению литературы, умению вести научную полемику. Не меньшее значение придавал Н. В. Устюгов написанию самостоятельных докладов и обсуждению их на заседаниях кружка. Эти доклады почти всегда писались на архивных, и всегда не исследованных еще источниках. Тут большое значение имели консультации руководителя в выборе темы, ее ограничении, подборе источников и литературы. Многие из этих докладов входили потом органическими частями в будущие дипломные и даже кандидатские работы. Н. В. Устюгов считал естественным такое формирование будущего научного работника: от первого сообще ния в семинаре на 1-м курсе, через доклады в спецсеминаре и на заседании кружка к дипломной работе и кандидатской диссертации. Именно в этом случае получалось, что исследователь работал над избранной им темой не в течение 2—3 лет (срок аспирантуры), а в течение 6—8 лет. Поэтому диссертации учеников Н. В. Устюгова отличались всегда тщательностью источнико ведческого анализа, четкостью изложения и выводов. Большое значение придавал Николай Владимирович составу кружка. Он постоянно приглашал студентов 1-го и 2-го курсов посещать и принимать участие в работе кружка. Участвовали в работе кружка студенты старших курсов, аспиранты и окончившие институт, работавшие в разных архивах Москвы и защитившие кандидатские диссертации научные работники. Такой состав кружка создавал условия для настоящей преемственности традиций и принципов работы кружка, для передачи опыта старших младшим. В Центральном государственном архиве древних актов также существовал научно-исследовательский кружок сотрудников архива под руководством Н. В. Устюгова. Участники этого кружка в большинстве своем были бывшие студенты МГИАИ и участники институтского кружка. На заседаниях этого кружка больше внимания уделялось самостоятельным работам его участников, связанных с изучением богатейшего документального собрания ЦГАДА. В 1962 г. институтский кружок отмечал 15-летие своего су ществования. За это время сотни студентов, бывших кружковцев, стали учеными, преподавателями, архивистами. Из них 15 человек защитили кандидатские диссертации. Участники кружка опубликовали более 300 статей и исследований по различным актуальным вопросам истории феодализма. В институте участников кружка называли «устюговцами», и это было почетное звание. «Научный руководитель Н. В. Устюгов,— сказано в приказе института по случаю 15-летия кружка,— сумел привить участникам кружка лучшие качества молодых исследователей: пытливость, широкий исторический кругозор, методы научного анализа источников». Будучи очень доброжелательным, душевно щедрым и чутким, Н. В. Устюгов всегда отзывался на просьбы начинающих научных работников, сотрудников архивов, музеев. Где бы он ни бы вал, даже во время своего отпуска, он никогда не отказывал в консультациях местным работникам, которые и потом получали подробные письменные консультации по любым интересующим их вопросам. Имя Николая Владимировича Устюгова в тех местах, где он побывал, было «волшебным словом». Стоило сказать, что вы знаете Николая Владимировича или учились у него, как сей час же даже самые суровые музейные работники предлагали показать все то, что не показывают в обычных плановых экскурсиях. Так было в Кижах и Кондопоге, в Кириллове и Ферапонтове и во многих других местах, где после его посещения остались благодарные слушатели и ученики. Большинство начинающих, да и не только начинающих, историков мечтали, чтобы редактором их работ был Н. В. Устюгов. Это не только гарантировало их от всевозможных погрешностей, но и давало хорошую школу. «Я больше всего привык работать с Вами и по сути дела все мои работы вышли под Вашим руководством», — писал ему молодой автор из Сибири.— «С огромной благодарностью принимаю все Ваши замечания и стараюсь их использовать. В одном не совсем согласен с Вами, но буду еще думать»,— писал он в другом письме. Всей своей жизнью Николай Владимирович учил и воспитывал всех, кто с ним общался. Он был человеком, у которого учились и умению работать, и умению чутко отзываться на просьбы Других. «Каждый, кому пришлось общаться с Николаем Владимирови чем, может считать, что ему здорово повезло в жизни. Не все, кто оставляет след в науке, оставляет след в человеческих душах. Николай Владимирович обладал этим редким даром души и ума». Таким остался в памяти друзей, коллег, учеников Николай Владимирович Устюгов, крупный ученый, тонкий исследователь, внимательный педагог и большой души человек. Похожие статьи:Новости → Завтрак особого назначения Новости → Американские "горки" Cui prodest? Педагогическая политология → Кто не устроился, я не виноват! Золотая библиотека → Когда не было университетов... Прогностика. Образование для будущего → Человек и технология. Взгляд из Kantiana
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |
||
Последние вопросы FAQ
Рейтинг пользователей
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб. Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта, а также оплаты работы модераторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||