Чего не найдёшь в подмосковных лесах… Какой знак поставить в конце предложения? Если восклицательный, то получается, что там богатство несметное. Если вопросительный, то имеет место некоторая загадочность. Если речь идёт о мусоре, то можно, пожалуй, ставить любой знак, потому что, действительно, чего только нет в подмосковных лесах: пластиковые пакеты и сумки, канистры, старая одежда, автомобильные капоты, автопокрышки и даже авто целиком, старые холодильники и стиральные машины, мангалы с шампурами… И разложено тебе всё как в гипермаркете: можно индивидуально, как под заказ, – в глухом уголке леса, где только старый ворон, сидя на суку, вспоминает свою юность, нечаянно наткнёшься на вещи, которые заставят поверить в инопланетян, а можно малым оптом – на больших и малых свалках на краю леса, рядом с посёлками и дорогами. Таким образом, как патриот России, повторю за классиком: у России три беды – дураки, дороги и мусор. Если поискать, может, ещё какие обнаружатся, но это темы для других заметок.
Беда бытового мусора, очевидно, распадается на две связанные проблемы:
1. Бытовая культура населения в отношении чистоты, точнее, её отсутствие.
2. Государственная экологическая политика в отношении утилизации мусора.
По первой проблеме принимаю все упрёки в свой адрес, поскольку являюсь частью населения. Сам не сорю, но каждый раз, когда вижу, как курящий на улице человек бросает окурок мимо урны, которая от него в полушаге, потому что он в принципе не имеет понятия об урнах, у меня внутри закипает, но я – малодушно молчу. Начинаю винить его/её родителей, учителей, СМИ, но только не себя. А виноват я в том, что не хочу скандала и перепалки – именно в это всё выльется, когда взрослого человека, даже вежливо, заденешь за самолюбие. Может быть, действительно, должна быть хоть какая-то публичная политика в этом отношении, в данном случае, общественного воспитания. Поменьше всякой мути на ТВ – побольше ярких акций об этом. Например, в Минске можно курить на улице только внутри очерченного белого круга, диаметром около метра, в который два человека втиснутся с трудом. Не потрепешься за куревом, так сказать, не курилка вам здесь! Никто не говорит тебе в глаза ничего такого, кури, не запрещено, но курящий человек чувствует себя неудобно, некомфортно, как голый на прилавке. Но уж если ты пойдёшь по променаду, как паровоз, тебя встретит вежливый человек в форме. На минской улице, как вы понимаете, курящих нет. Воля туристам и прочим некурящим гражданам и детям. Здоровый чистый город. Не надо ни с кем ругаться и никого, как правило, бесполезно, воспитывать. На это обратил внимание мой минский коллега Анатолий Сильвестрович Сечко. К опыту Беларуси я ещё вернусь. Но тему воспитания продолжу.
Знаменитый советский педагог Михаил Николаевич Скаткин, в юности проживая в деревне, задумал выращивать в палисаднике цветы, чего в его деревне не было принято. Первоначально люди ходили и смеялись над молодым учителем-чудаком. Однако, с течением времени смеялись меньше, пока не перестали. А попутно в деревенских дворах всё больше появлялось палисадников с цветниками. Деревня стала гордиться своими цветами. Работа Скаткина называлась «Общественная работа деревенских школ», 1926 год издания. Значит, можно.
По второй проблеме выскажусь как диванный эксперт и как потребитель. Последние месяцы по ТВ шла активная пропагандистская работа по разъяснению населению важности окончательного и бесповоротного решения мусорной проблемы. В телевизионных студиях появлялись ответственные лица, сильно напоминавшие персонажи из 90-х. По уверенности, с которой они взялись за отечественный мусор, можно было предположить, что это очень выгодный проект. Поползли непроверенные слухи, что какой-то мусорный завод скупил сынок какого-то высокопоставленного чиновника. В общем, мусор из проблемы должен был стать для кого-то новым Эльдорадо. Мусор запах и засверкал, как Луна, другой – оборотной – стороной. Но нас теневая сторона не касается.
Итак, что на сегодня имеем мы:
— введение явочным порядком платы за утилизацию мусора в размере 200 руб. в месяц и внесение её в платёжку за электричество, чтобы клиент не «смылся»;
— установка на моей третьей малой Родине в деревне огромного кузова.
Какие возникают вопросы?
Очень «вежливая» форма общения – по поводу платёжки. Это похоже на то, как будто тебя приглашают в ресторан, но перед самым входом проверяют кошелёк, поскольку банкет планируется за твой счёт.
В законе о местном самоуправлении сбор мусора всегда был в компетенции органов местного самоуправления: так было прописано, под статью выделялся бюджет. С введением мусорной платы получается двойное налогообложение: клиент дважды платит за одну и ту же услугу – сначала в качестве подоходного налога, а затем отдельной платой. Плата за мусор – фактически ещё один косвенный налог, к которым частенько власти прибегают, не называя их официально налогами, от чего своей налоговой сути последние не меняют. Это вообще свидетельствует о невысоком качестве государственного управления.
Вывозит мусор определённая компания, но никакого договора компания со мной не заключала. На каком основании меня обязывают перечислять деньги на счёт компании? Это пахнет так же не хорошо, как и сам мусор.
Почему 200 рублей? Дело в том, что в самой деревне мусора обычно мало: все пищевые отходы идут в компост, из непищевых отходов что-то используется в хозяйстве (например, консервные банки, другое железо можно закапывать под плодовые деревья), что-то сжигается. Не так уж и много остаётся для вывоза. Кроме того, полгода, зимой, я в деревне не живу, следовательно, мусора в хозяйстве вообще нет.
Если бы со мной заключили договор, я бы не согласился на установку огромного грузового кузова посреди деревни. Во-первых, в центре деревни обычно ставят памятники, а не мусорные контейнеры. Во-вторых, «мусорная революция» предполагает раздельный сбор мусора, о чём нам непрестанно твердили политики и топ-менеджеры, но чего на данный момент не видно. В-третьих, вместо открытого всем ветрам, птицам и кошкам кузова должен быть, с моей точки зрения, установлен удобный и эстетичный (XXI век на дворе всё-таки) цивилизованный контейнер (контейнеры) закрытого типа (я видел такие у метро «Университет»). В-пятых, место для контейнера должно быть – оборудовано: специальная площадка, а не газон. В-шестых, работает грузовик, при смене кузова он постоянно съезжает на кромку дороги – скоро он её разобьёт и придётся выделять деньги на ремонт асфальта. Бесхозяйственность, однако. Ремонт кто-то (не мы ли?) оплатит, но не «мусорные» предприниматели.
Теперь снова вернёмся в Беларусь, которая поражает впервые приехавшего в республику россиянина абсолютной чистотой и порядком. Я попросил Анатолия Сильвестровича рассказать, как добиваются чистоты в Беларуси. Не как борются с мусором, а как добиваются чистоты. Он провёл мини-исследование. Вот ответ:
«1. Заключаются договора районного ЖКХ с каждым домохозяйством на вывоз мусора, и устанавливается несколько контейнеров на сельский населённый пункт, либо устанавливается график вывоза отходов мусоровозами. Оплата внесена ежемесячно в жировку. Сельский совет старается отслеживать регулярность вывоза.
2. Есть возможность заключения индивидуального договора на предоставление услуг по вывозу крупногабаритного мусора с оплатой полного возмещения затрат.
3. Существует возможность самостоятельного вывоза мусора на полигон с оплатой услуг полигона.
4. Сельский совет контролирует санитарное состояние домохозяйств и прилегающей территории с правом привлечения нарушителей к ответственности.
5. Осуществляется поэтапное приведение в порядок заброшенных усадеб и рекультивация земель.
6. Проводится ликвидация стихийных свалок в лесных массивах и установка фотоловушек.
7. Весной и осенью проводятся мероприятия по наведению порядка на территории.
8. За каждым учреждением или предприятием закрепляется прилегающая территория, которую необходимо поддерживать в надлежащем состоянии.
9. Территорию, прилегающую к дорогам, приводят в порядок дорожные службы.
10. С 1 мая по 1 ноября для наведения порядка на территориях общего пользования привлекаются безработные, состоящие на учёте в центре занятости.
В различных регионах могут быть свои особенности, но в целом работа организована так, как указано выше.
PS. Значительная часть населения начинает понимать, что чисто там, где не сорят, однако, в семье не без урода. У нас в дачном кооперативе, дважды в месяц мусоровоз собирает мусор, однако, периодически на выезде и в лесу можно столкнуться с результатами деятельности "шариковых" и "швондеров"».
Хотелось бы, чтобы важная государственная проблема решалась не как чей-то бизнес-проект, а на основе гибкой политики, при использовании различных форм, учёте особенностей. Пока в конце предложения поставлю многоточие…
Похожие статьи:
Код 495 → Им места было мало и земли
Главшкола → Воздух у вашего дома чистый, но это не точно
Пикейные жилеты считают → О чём не расскажет "Активный гражданин"
Главшкола → Народная карта экологических нарушений
Cui prodest? Педагогическая политология → Проверьте на грязь