Народ подобен траве. Трава растёт, где и как хочет. И народ так же. Если над ним не властвовать. А как?
Умные властители давно поняли, что страх — не самый надёжный метод. Нужен подходец с умом. Какой?
Вот, например, Карл V, германский император был одновременно и королём Испании (благодаря династическим связям европейских монархов) в период её наивысшего могущества — в 16 веке (500 лет назад, когда у нас Иван Грозный был царём). Империя была такова, что над её землями никогда не заходило солнце. Т.е. солнце императоры не могли остановить на небе, но когда в одной части империи наступала ночь, с другой её стороны зачиналось утро. Народу в ней жило как травы. Как держать всё это в узде?
Вот его мнение — в изложении Шарля де Костера.
Шарль де Костер. Леганда об Уленшпигеле (1867)
— Дюбуа, накапай мне на кусочек сахару мадеры, — у меня икота. Хоть бы уж она на меня не напала, когда я буду держать речь! Это все из-за вчерашнего гуся! Не выпить ли мне стаканчик орлеанского? Нет, не стоит, оно уж очень терпкое! Не съесть ли анчоус? Нет, они очень жирные. Дюбуа, дай мне бургонского!...
Ты видишь, как мало нужно, чтобы растрогать этих людишек? — говорит он, смеясь и икая. — Что слез, что слез! Толстяк Маас, кончая свою длинную речь, ревел, как теленок. Да и ты как будто был взволнован, но — недостаточно. Вот какие зрелища нужны народу. Сын мой! Чем дороже нам стоят наши возлюбленные, тем сильнее мы к ним привязываемся. Так же точно обстоит и с народами. Чем больше мы с них тянем, тем сильней они нас любят. В Германии я терпел реформацию, а в Нидерландах жестоко преследовал. Если бы германские государи остались католиками, я бы сам перешел в лютеранство и отнял у них все достояние. Они убеждены; что я ревностный католик, и со всем тем жалеют, что я покидаю их. В Нидерландах я обрек на смерть по обвинению в ереси пятьдесят тысяч самых доблестных мужчин и самых хорошеньких девушек. Теперь я ухожу — нидерландцы сокрушаются. Не считая конфискаций, я выкачал оттуда денег больше, нежели из Вест-Индии и из Перу, — теперь они обо мне горюют. Я нарушил Кадзанский мирный договор, усмирил Гент, отменил все, что мне мешало, — свободы, вольности, льготы, я все предоставил усмотрению королевских чиновников, а жалкие людишки все еще мнят себя свободными на том основании, что я им дозволил стрелять из арбалета и во время процессий носить цеховые знамена. Они постоянно чувствовали на себе мою властную руку. Они сидят в клетке, наслаждаются жизнью, поют и оплакивают меня. Сын мой, будь с ними, как я: благожелателен на словах, суров на деле. Лижи, пока можно не кусать. Клянись, неустанно клянись блюсти их свободы, вольности и льготы, но как скоро заметишь, что вольности сии таят в себе опасность, немедленно упраздняй их. Когда к подданным прикасаются робкой рукой, — они железные, но они же становятся стеклянными, когда ты дробишь их мощной дланью, Искореняй ересь, но не потому, что она противоречит римско-католической вере, а потому, что в Нидерландах она расшатывает устои нашей власти. Те, что нападают на папу, у которого целых три короны, мигом расправятся с государями, у которых корона всего лишь одна. Приравняй, как я, свободу совести к оскорблению величества, влекущему за собой конфискацию имущества, и ты будешь, как я, всю жизнь получать наследства. А когда ты отречешься от престола или же умрешь, они скажут: "Добрый был государь!" — и заплачут.
Похожие статьи:
Родительский кров. Воспитание → Брак по расчёту среди олигархов
Авторский урок "haute couture" → Галина Михеева. Как не оказаться на "дне"?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Продавцы воздуха. Почему мы входим в экономический кризис
Главшкола → Демократия.От перемены формы сущность не меняется
Родительский кров. Воспитание → Кто первый скажет "Стоп!", тот и прав