27 мая 2022 г. на Социально-гуманитарном факультете Российского университета дружбы народов состоялась Молодежная дискуссионная площадка с участием студентов и преподавателей Университета.
Тема обсуждения: Россия перед вызовом будущего. Русская цивилизация как духовно-нравственная альтернатива в современном мире.
Вопросы для обсуждения:
— Что происходит с современными ценностями европейского человека?
— Каков он — образ современного человека?
— Почему в Европе происходит фашизация сознания? Означает ли это кризис европейского гуманизма?
— Почему растет русофобия? Кто заказчики? Каким мир представляют себе на Западе?
- Духовно-ценностные основания русской цивилизации, в чем они? Почему Запад не понимает Россию и ее ненавидит?
- Какие духовно-нравственные проблемы сегодня стоят перед российским обществом?
Студенты-историки подготовили доклады:
1. Образ современного западного человека? Каков он?
2. Может ли быть Россия альтернативной моделью жизнеустроения в условиях ценностного кризиса?
3. «Пятая колонна» и внутренние диссиденты как социокультурный феномен в России.
4. Русский человек как духовная загадка.
В качестве "домашнего задания" участникам дискуссионного клуба "Диалог" (так решено назвать дискуссионную площадку) предложено посмотреть фильм "Восхождение", снятого по повести Василя Быкова "Сотников". Фильм станет предметом обсуждения на следующем заседании Клуба.
Научный руководитель проекта: профессор В.В. Блохин.
Мне тоже было предложено подготовить материалы для дискуссии на Клубе. Но, как часто бывает, по причине жаркой дискуссии времени едва хватило на доклады. Поэтому предлагаю вниманию своё выступление в письменном виде.
До войны и после
Приходилось слышать от учителей истории, что директора школ рекомендовали им не акцентировать внимание на современных политических вопросах, «не обострять». Меня это удивляет, потому что вступает в противоречие с главным педагогическим принципом — связью образования и жизни. Как будущего учителя истории, меня учили: даже если ты рассказываешь о Древней Греции, необходимо найти связь с современностью.
Кстати о Древней Греции. Когда мы говорим о современном конфликте Запад-Восток, то самым первым противостоянием между ними считают Троянскую войну, описанную в «Илиаде» Гомера. На самом деле, истоки противостояния лежат, как минимум, на 1000 лет раньше. В XXI в. до н.э. царь Египта учит преемника не жалеть варваров, разрушать их дома, уводить скот, называя кочевников «мерзкими азиатами» (цитата). «Не переживай из-за него!» – усыпляет древний правитель гуманные чувства будущего царя по отношению к соседям.
Когда мы, студенты, изучали эти документы на историческом факультете, существовал Советский Союз – великая мировая держава, которая ни от кого не зависела и никого не боялась. Поэтому древнеегипетская политология воспринималась как отвлечённая рекомендация, навсегда устаревшая. Но теперь всё поменялось, и знание, которому 4 тыс. лет, демонстрирует актуальность. Современный Запад всеми способами демонизирует Восток, прежде всего, Россию.
Педагогический вывод. Обществоведение (учебник, исследовательская работа, конференция) не должны избегать острых вопросов жизни, наоборот, целенаправленно выявлять их, искать ответы.
Поэтому обратимся к современности.
Поклонник ухаживает за дамой сердца, дарит цветы, конфеты, водит в театр, кино, гуляет в парке. Но вот наступает момент, когда он произносит сакраментальное: «Не хочу учиться, хочу жениться». И в ответ видит недоумение: «А при чём тут это?».
Некоторые теле-патриоты напоминают мне таких горе-поклонников, клеймя позором тех, кто после 24 февраля подался за границу, особенно выделяя известных артистов и бизнесменов. Но если те и совершили предательство, то по отношению к тем, кто давал им возможность обогащаться и зарабатывать, надувал им искусственную популярность. С их точки зрения, эти персоны нарушили неписаный контракт лояльности. Кто же подлинный хозяин контракта? Кому выгодно, как говорится, «перевести стрелки» от своих персон на «тружеников рампы»? И не предусмотрен ли «контрактом» такой форс-мажор, за который подрядчики получат приличную страховку? Многие уже стали возвращаться обратно. Исключительно географически…
Что касается артистов, мне ещё бабушка говорила: «Не верь артистам». Я им и не верил. И меня они предать никак не могли. Это тема, скорее, не предательства, а манипулирования общественным сознанием посредством таких персон: не просвещение людей, не развитие культуры и образованности, а простое одурачивание (за ваши деньги). Какие это предатели – обычные маркитанты. Предательство имеет нравственную оценку, но его используют как политический метод.
Доверие у меня вызывают совсем другие люди, не имеющие внешнего лоска и не умеющие эпатировать публику. Зато именно эти люди делают историю, и от их действий дрожит Европа. О событиях на Донбассе мы узнаём из различных источников, в т.ч. от военных корреспондентов, работающих в передовых отрядах вместе с бойцами. Они показывают войну крупным планом, лица войны. В этой связи предлагаю посмотреть видео военкора Семёна Пегова (проект WarGonzo), которое я условно назвал «Любители русского языка и физкультуры»:
https://www.youtube.com/watch?v=lrKGSKo94uQ
Часто можно слышать, что России нужна новая государственная идеология. Но вся идеология России – в её классической литературе, русской и национальной. Совершенно не жалко времени жизни, посвящённого вдумчивому чтению. Жалко потратить время и умственные силы на «жёлтую» литературу, которая становится знаменитой исключительно благодаря изощрённой рекламе, а не своим литературным или документальным достоинствам. Русская литература – не сухая трава, быстро вспыхнувшая от огня и тут же потухшая – это угли, которые греют человека всю жизнь. Все со школьных лет знают слова Тургенева о русском языке. Но я в какой-то момент их для себя открыл заново. При возвращении из зарубежной поездки в Бресте у меня было часа два свободного времени, пока на поезде меняли колею. В пустое кафе, куда я заглянул перекусить, вошли девушки, которые, как я понял, рядом работали и в этом кафе обедали. Они сидели за столом и оживлённо что-то обсуждали. И русская речь открылась для меня совсем по-другому, по-тёплому, по-домашнему.
Что касается литературы и культуры, которая на академическом языке называется «национальной». Это – несметное богатство России, красивые и загадочные, но хрупкие миры! Россия для всех – мир миров, разноцветное мозаичное панно. Посмотрите на июльское русское поле – пору цветения. Соберите букет из полевых цветов – в любом порядке и составе, и всё будет гармонично. Ни один дизайнер из цветочного бутика не добьётся такой естественной, органичной красоты.
В 2023 г. исполнится 100 лет со дня рождения Расула Гамзатова. Некоторое время назад я перечитал (можно сказать, прочитал заново) его произведение «Мой Дагестан», составленное в форме заметок. Я прочёл его, не отрываясь, запоем. И запой – не будет метафорой, литературным преувеличением. Это – пьянящий источник свежего воздуха, живой воды. Человек любой национальности найдёт здесь точку душевной опоры и обновления. Такие произведения «национальной литературы» проходят по ведомству «русской классической литературы». Кстати, в действующем учебном плане курс литературы разделён на просто «Литература» и «Родная литература». Такое разделение представляется мне искусственным и педагогически (в вос-питательном отношении) ошибочным. Вроде, как в одной стране существуют две разных «литературы», причём одна из них – та, которая «литература», – как бы «не родная». Абсурд, заложенный в методологию проектирования образовательной программы. На мой взгляд, «вся» литература должна быть общей – «миром миров», букетом полевых цветов. Основу составят «ромашки» – русская классическая литература. «Ромашки» будут сочетаться с «колокольчиками» – лучшими произведениями литературы народов России. Нужно оставить какую-то небольшую часть программы для самостоятельного выбора учителя и учащихся конкретной школы. Что сами считают нужным изучить, то изучают: или классику читают дополнительно, или своего местного писателя и поэта. Это будут «другие цветы». Причём «местный» уровень – вплоть до уровня села. Многие классики начинали, как говорится, со своего села, а знаменитыми стали благодаря тому, что не про всех писали, а про свою малую Родину, и были интересны именно этим. В подмосковной Гжели есть прекрасный поэт и музыкант Лариса Чернова. У неё нет даже толком районной известности (Раменский район), да и гжельские местные начальники и предприниматели не помогают ей. Её произведения я бы обязательно рекомендовал для обязательного знакомства в школах, как минимум, Гжели, желательно, всего Раменского района, возможно, Подмосковья. Стихи и песни Ларисы Черновой красивы сами по себе, душевны, например, трогательная песня «Арина и Антон». Но, помимо этого, они созданы в Гжели, многие – о Гжели, а Гжель – это русская жемчужина, предмет гордости в мире всей России. Тем, кто планирует содержание образование в высоких кабинетах, надо об этом хотя бы знать, а чтобы знать – интересоваться.
Что касается юбилея Расула Гамзатова, то он должен отмечаться всей Россией, на высшем политическом уровне. Мне кажется, что именно так и будет.
Но вернёмся на Донбасс. В Луганске, который во время войны назывался Краснодоном, за военные годы по отношению к численно-сти населения больше всего в СССР Героев Советского Союза. Когда я несколько лет назад перечитывал «Молодую гвардию» Фадеева, я не только открыл для себя заново пронзительные в художественном отношении страницы, но и блистательный русский язык Фадеева. Вот так надо владеть русским литературным языком, если кто-то планирует стать писателем, журналистом, учёным, преподавателем.
Русский язык и русская классическая литература – путь к высокому знанию. Однако, оказывается, что доступность высокого знания для большинства рассматривается некоторыми представителями рос-сийского истеблишмента опасным принципом. Выступление руководителя Сбербанка Г. Грефа на СПб экономическом форуме в 2013 г.:
https://www.youtube.com/watch?v=Za0GQb461N4
Что касается предательства, то оно может выглядеть так.
Для меня стали открытием повести Василя Быкова, белорусского писателя-фронтовика. У него очень наглядно показана тема предательства и «пятой колонны». Ещё вчера парень был в колхозе скромным электриком или шофёром, даже передовиком, а когда пришли немцы, он стал полицаем, причём таким, что в Древнем Египте лучше обращались с рабами, чем носитель «нового порядка» с односельчанами.
Что поражает, как лабораторные русофобы и приспособленцы из 90-х стали записными «патриотами». Газета «Московский комсомолец» с периода Перестройки заслужила дурную славу самой «жёлтой» газеты — в насмешку над московским комсомолом. Её бессменный главный редактор П. Гусев нынче учит патриотизму с голубых экранов. Он ведёт на уважаемом телеканале Общественное телевидение России (ОТР) программу «Клуб главных редакторов». Возникает вопрос: когда этот человек был искренен – тогда или сейчас? Удивляет позиция телеканала (точнее, его нового руководства после Лысенко): они не знают политической истории России 90-х годов или сознательно идут на провокацию? И совсем не солидно для самого телеканала ОТР: программа с таким же названием много лет идёт на ведущем телеканале Беларуси.
Настоящие патриоты те, кто сейчас на линии фронта решает боевые задачи. Патриоты – студенты-медики, пошедшие в «красную зону». Это те, для кого слова долг и профессионализм – ценности высшего порядка.
С телеэкранов громогласно заявляют: ничто не остановит Россию в её поступательном рывке. Я знаю, что раньше – в историческом прошлом – останавливало. Предательство.
Предательство имеет нравственную оценку, но как политический метод будет использовано. Когда, как, в какой момент?
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Кто не устроился, я не виноват!
Золотая библиотека → Когда не было университетов...
Прогностика. Образование для будущего → Человек и технология. Взгляд из Kantiana
Новости → Американские "горки"
Новости → Завтрак особого назначения