Известный политический деятель с неоднозначной общественной репутацией, но, тем не менее, цельный председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сделала заявление о роли дистанционного обучения в будущем облике системы образования, шутка сказать, России. Почему я горько иронизирую об этом политическом деятеле? С её именем в Питере связаны не очень симпатичные истории на крейсере "Аврора", да и на высоких федеральных постах, кроме "правильного нажатия кнопок", она себя не видно, как проявила. А ведь чтобы делать "системообразующие" политические заявления, нужно иметь политический авторитет. Есть ли он у г-жи Матвиенко?
Во всяком случае, вот её мнение по поводу дистанционного образования:
http://council.gov.ru/events/news/115713/
Как следует из заявления, высокий политик фактически даёт карт-бланш "цифровизаторам", которые уже давно подбивают клинья под систему российского образования (которую били-били, но никак ещё не добили — как и систему здравоохранения). Да, выглядит это очень осторожно, но фактически это — отмашка на "добро". Пойдут кулачки по закоулочкам. И всякие там оговорки типа "с одной стороны" и "с другой стороны" реального значения не имеют. Главное: делайте, я дала согласие. А они — давно уже на низком старте.
Кто "они"? О ком идёт речь? Рекомендую:
http://новости-россии.ru-an.info/новости/электронный-концлагерь-матвиенко-и-кравцов-выступили-за-узаконение-электронной-школы/
Теперь немножко обсудим.
Цифра, действительно, существенно меняет образовательный процесс. Например, с помощью Цифры можно сделать учебники с включением видеофрагментов, звуковых файлах, размещением красивых цветных иллюстраций. Можно, действительно, сэкономить очень дорогой ресурс — время для поездок в школу или университет. Этим же можно повысить мобильность: учись там, где ты сейчас есть: в деревне или на лесной поляне. Там вполне можно учиться: готовились же наши предки к экзамену на пляже: в кино видел (и сам тоже, простите, не святой). Но… но… но...
1) Цифровое обучение, его методика и организация, на самом деле, на порядок сложнее, чем обучение в аудитории. Почему? Потому что нет прямого контакта и общения: педагог и учащийся друг друга не чувствуют. Нет творческой атмосферы в классе, потому что нет — класса: атмосфера же создаётся в группе людей — по законам социальной психологии. Чтобы класть кирпичи, это, возможно, не важно (и то вопрос), а чтобы творчески учиться — важно. Нормальный учитель всегда ставит перед собой такую цель. Вы поняли? Цель!
2) Люди, которые продвигают цифровое образование, руководствуются бизнес-интересом. Им важно расчистить образовательное пространство от традиционной системы образования (школы Коменского) и в "новом" образовательном пространстве занять господствующее положение.
3) С точки же зрения методики преподавания я бы не допустил этих людей даже овец пасти, а не что проектировать новое содержание и методы образования. Комбинация аудиторного и дистанционного образования (кстати, дистанционное и цифровое — не одно и то же) — это задача для учёных и методистов высочайшей квалификации, которых много лет уничтожали как класс. Ярчайший пример — Москва, а именно Департамент образования и науки во главе с Калиной и мэром Собяниным, который всему этому потворствует и даже хвастается избиением и зачисткой педагогических кадров. И "докторские степени" модернизаторов не должны вас смущать. Достаточно спросить, какие книжки они читали и как они записывались в Ленинскую библиотеку.
4) Важно систематически с детства не чипы всаживать в кору головного мозга, а приучать детей к самостоятельности, в том числе — учить учиться. Учить учиться самостоятельно. Но ЕГЭ — совсем не про это. Как раз "модернизаторы" бьют по рукам самостоятельности и школьника, и учителя.
5) В письмах протеста родители обращаются к учителям не поддерживать дистанционные "новации". Товарищи родители, учитель и преподаватель университета уже находятся в ежовых сетях нормативов, которые придумали господа из фильма (см. во второй ссылке, если не посмотрел: там названы фамилии). Это вопрос политический. Поэтому решать его должны — мы с вами, граждане самой красивой страны.
6) С другой стороны, если всё делать по уму, не по-троцкистски, то включение дистанционного образования в аудитории можно сделать очень интересно Это своего рода игра в космонавтов. Всё происходит как на космической орбите за тысячи световых лет от Земли. Игра в будущее. Разнообразие (продуманное, конечно) образовательного процесса — это хорошо.
7) Господам цифровизаторам предложить провести указанные эксперименты для начала на своих детях. племянниках и внуках, а затем переходить к российскому народу. Знаете, как знаменитые вирусологи: сначала опробывали вакцины против вирусов на себе и своих детях, что служило высшим доказательством для доверия к разработанным ими препаратам.
… А Васька не слушает, зато ест. Обнаглел.
Но об этом не расскажут на ток-шоу у "патриота" Соловьёва.
P.S. В условиях пандемии у нас армия строит госпитали. Дождёмся, что армия начнёт строить школы?
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Немцы и русские: дипломатия людей
Золотая библиотека → Виктор Франкл. Психологическая система концлагеря
Прогностика. Образование для будущего → Цифра в образовании. А что вокруг цифры?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Страшные истории
Родительский кров. Воспитание → Уходя, гасите... всё!