Нестеров Андрей Дмитриевич,
учитель истории, педагог
дополнительного образования
школы № 439 «Интеллект» (Москва)
Соловки. Простое молчание
Есть такие места в России, которые притягивают. Приехав один раз, начинаешь понимать, что вернешься еще. Таким местом для учеников, учителей и родителей школы №439 «Интеллект» стали Соловецкие острова.
Первый раз группа из нашей школы приехала туда в 2014 году. Это была команда учителей и их учеников. Учителя истории, химии, начальной школы, биологии вместе со своими детьми и учениками. Группа большая – почти целый класс. Срок – неделя. Дорога: сутки – туда, сутки – обратно.
Объявление было вывешено перед входом в «Интеллект». Группа собралась быстро.
Можно ли признаться в любви не к человеку, а к месту? Мы привыкли считать, что любовь к Родине — это критерий истины, Так сказать, лакмусовая бумажка, своеобразный индикатор преданности общему делу. Извините, но я знаю человека, который был просто нечестен, если не на руку, то на словах точно. Так вот, он очень любил на День Победы надевать гвардейскую ленту… При этом считал себя патриотом. И это нисколько не умаляет Победу, но напоминает о том, что люди разные бывают и учитывать это тоже необходимо.
Какую же человеческую «глубину» имеют Соловецкие острова? И где заканчивается пропасть и начинается бездна? Для Набокова Соловки и Освенцим – синонимы. Для булгаковских персонажей — "места не столь отдаленные". Для Солженицына — начало архипелага ГУЛАГ. Что же такое Соловки? Советская Бастилия — символ тоталитарного режима? А царизм был добрее к врагам политического строя? Бастилия была стёрта с лица земли. Что же, такую участь уготовить и лагерным баракам поселка Соловецкий?
Сегодня Соловки — это трансгрессированный опыт российской истории, в которой трагедия и порок, героизм и низость настолько тесно переплелись, что оторвать одно от другого без «крови» невозможно. Величественная природа, овеществленный труд, подвижнический опыт, традиции и новаторство — все это огромный учебник истории. Сегодня ко мне заходил один ученик и спрашивал, спрашивал, спрашивал: «Что, что я ... э-э, там увижу? Зачем я туда еду? Все мои одноклассники едут на курорты, а я на “Севера”?». И тут народился ответ, который показался мне интересным: "На Соловецких островах есть две вершины: гора Фавор и гора Голгофа. Первая является символом Славы и Величия (отсюда слово "фаворит" — означает первый, лидер). Вторая — символ страдания и смерти, нечестного и несправедливого суда. Что бы понять что-то важное, надо не просто понять, надо ещё и прочувствовать этот исторический опыт. Тем более эти символы наиболее полно соответствуют нашей истории».
Для школьников, отправляющихся в Путешествие (именно с большой буквы), важно получить свой собственный опыт, отчасти «прострадать» его. Ребёнок никогда не поймет чужую боль, не разодрав своего колена, не получив свою порцию слез. Это же относится и к душевным переживаниям. Как научиться переживать и сочувствовать? Сегодня не обращают внимания на эти качества. За стремлением воспитать волевую, решительную и сильную личность теряется такое важное человеческое качество, как сострадание. В наших Соловецких педагогических штудиях не раз ставились и обсуждались эти вопросы.
Одним из таких своеобразных опытов являлся просмотр фильма Лунгина «Остров». Интрига зарождается в самом начале путешествия. Мы приезжаем с группой в Кемь, а потом на автобусе — в Рабочеостровск. На берегах залива расположились декорации к этому фильму. Деревянная церковь, домики, кочегарка, в которой работал на послушании главный герой. Все как по-настоящему.
Сейчас, я могу повторить слова, которые сказал когда-то на митинге возле соловецкого мемориала. Я приезжаю сюда не в первый раз и привожу своих учеников, коллег и родителей. Для того, чтобы получить прививку от тоталитаризма. Только здесь воочию приобретается иммунитет против этой болезни. В Германии школьников водят на мемориалы бывших нацистских концлагерей. Для того, чтобы новые поколения видели трагедию ошибочного пути развития. Нам тоже предстоит воспитать новое поколение, которое должно выработать настоящий иммунитет и против нацизма, и против тоталитаризма.
Величие Соловков, как это ни парадоксально, в их простоте. Иногда не красивые слова, высокие мысли или правильные фразы раскрывают смысл событий. Простое молчание может быть более красноречивым, чем слово. Недаром Тютчев писал, "мысль изреченная есть ложь".
Похожие статьи:
От винта!. Педагогические экспедиции → Современная гимназия: педагогическая экспедиция….
Парта. Воспитание в обществе и школе → Когда опускаются руки...
Новости → Мой друг - музей
От винта!. Педагогические экспедиции → Сергиев Посад и Гжель: брат и сестра
Новости → Семинар в Гжели по теме педагогических экспедиций