14 апреля 2018 г. мир накрыл Тотальный диктант. Мир изучал русский язык. Изучали его и в усадьбе графа Алексей Кирилловича Разумовского, знаменитого своими чудачествами и количеством внебрачных детей. Между прочим, все они неплохо в жизни устроились… Усадьба, нет слов, великолепна! Глядя на её внутренний двор размером с футбольное поле, легко представить, как суетились здесь дворовые по хозяйству, как подъезжали к флигелям подводы с деревенскими продуктами, а к парадному подъезду — роскошные экипажи. Конец XVIII — начало XIX веков — золотое времечко российского дворянства, пик его подвигов и свободы. Музей Спорта, одна из точек Тотального диктанта в Москве, располагается именно здесь. Обличье его внутренних залов подтверждает внешние впечатления.
Зал Тотального диктанта в Музее Спорта
"Фишка" Тотального диктанта — проводить мероприятие в знаковом, красивом месте. Музей спорта — точно такое место. Здесь хочется провести конференцию или прочитать публичную лекцию. Это обеспечивает и другую "фишку": изучение русского языка может стать небольшим приключением. Кроме того, найдена деликатная — без навязывания — форма распространения русского языка за рубежом. Всё — в плюс. Кстати, отлично диктовала текст директор Музея Елена Истягина-Елисеева:
Елена Истягина-Елисеева диктует текст
Теперь хотелось бы поёрничать.
Ничего не имею против Якоба Ивановича Баха, учителя немецкой словесности. Именно сюжет под названием "Вечер" из его жизни лёг в основу Диктанта. Наоборот, лично у меня он вызывает глубокое уважение и интерес к его жизни, о которой… О которой — что мы узнали? Не знаю. Получился какой-то отрывок: и текста, и жизни. Незаконченный. Это основная претензия — к содержанию. Почему отобран данный текст? Чем он должен мне запомниться? Какие уроки мне следует из него вынести? Большую (ударение на о) часть зала составляли подростки. Уверен, если их спросить, о чём был текст, они даже близко не ответят, особенно спустя несколько дней. Стало ли оно образовательным событием? Сомневаюсь. Полагаю, что текст Диктанта должен представлять собой законченный рассказ и обязательно с читаемой (не прямолинейно, разумеется) глубокой мыслью или образом. В данном случае такого не было. Было: просто фрагмент, слушайте, пишите… Сделать это совсем не сложно, тем более, что авторы всё равно сейчас готовят текст специально для Диктанта (чтобы нельзя было по ходу найти его в Сети).
Футбольный мяч начала ХХ в. Послевоенный немецкий спортивный мотоцикл
Далее: сам текст, в общем, не был сложным. Я имею в виду, что он не был разнообразен с точки зрения правил русского языка. Много было деепричастных оборотов, И, если ты знаешь правило их выделения запятыми (которое, кстати, повторили публично перед Диктантом), не составит труда обнаружить обороты в тексте. Сам по себе текст тяжёлый: длинные предложения, громоздкие определения… Отдельные места, на мой взгляд, с точки зрения пунктуации, могут заполняться двояко. Текст сейчас открыт на странице Диктанта. Педагоги, попробуйте написать его под диктовку, а потом сверьте с оригиналом.
Фигура Ивана Поддубного. Помните этого великого человека?
Автор текста: Гузель Яхина. Простите мою неосведомлённость: это имя я услышал впервые. Почему я должен писать диктант по её тексту? Хотя бы рассказали для начала, что за автор, каковы её творческие достижения? А так закрадывается сомнение: среди спонсоров проекта, кажется, числится то ли издательство, то ли книготорговая организация, поэтому… В общем, понимаете, о чём речь.
Кстати, перед Диктантом организаторы усердно перечислили всех своих спонсоров. Не очень это… Для психологической атмосферы...
Пожалуй, достаточно.
Е. Уткин. В боксёрском зале (2009 г.)
Впрочем, ещё не вечер.