Когда этот Школьный марш на 9 Мая всех учащихся и педагогов Речицкой школы, в Гжели, впервые состоялся в прошлом году, я невольно ловил себя на мысли: «Смело». Мне показалось, рядом даже нависла тень, в которой угадывалась человеческая фигура, укутанная в тёплое пальто, с торчащим за спиной зонтиком и острыми уголками от очков. Ба! Да это учитель греческого языка Беликов – чеховский герой, человек с футлярными соображениями:
— Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Зная наших чиновников, честно говоря, я опасался такой реакции с их стороны. Ведь формы организации массовых воспитательных мероприятий (даже элементарно: линейка), знакомые с 20-х годов, постепенно забываются школой, если не считать дискотеки, которые, кажется, надоедают уже и самим ребятам. Более того, воспитательную деятельность школы (кстати, прямо нарушая Закон об образовании) потихонечку «сдувают», постепенно превращая школу в комбинат по предоставлению услуг исключительно обучения, а на самом деле — в механическое натаскивание, как цирковых зверюшек, к тестированию. Школа – это фабрика или общественный институт? Вокруг этого базового принципа происходит идейное противостояние, в котором Беликов участвует, располагаясь в большом кожаном кресле. В шкафу – ватное пальто, зонтик и очки, которые он достаёт, когда надо бросить тень.
Но люди соскучились по открытой широкой поступи в своей собственной стране, по прямому взгляду, по широкому разводу плеч, по глубокому свободному дыханию. Школьный марш встряхнул, показал, что мы – дома. Школа дала понять, что институтом гражданского общества является именно она, а не мелкие политические группы, самовлюблённо сами себя так назвавшие.
… Накануне шёл дождь, было холодно, но ближе к 6 мая солнце пробило тучи и стало ясно, что марш «Во славу России!», посвящённый Дню Победы, состоится. И снова, как год назад, он будет служить главной цели – воспитанию чувства преемственности с подвигами и жертвами предков в годы Великой Отечественной войны.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
И хотя пятилетки бегут
Торопясь,
Все тесней эта связь,
Все прочней эта связь.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих –
Из котлов окружений,
Пропастей поражений
И с великих плацдармов
Победных сражений.
Я – связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу:
"Нет, ничто не забыто,
Нет, никто не забыт,
Даже тот,
Кто в безвестной могиле лежит".
Стихи принадлежат Юлии Друниной (1924-1991 гг.), поэту-фронтовику, красивому человеку. В 91-м она ушла из жизни, не найдя в себе силы оставаться беспомощным свидетелем предательства, с рыжей ухмылкой совершённого с её страной — СССР.
Мы не найдём этих стихов в школьном учебнике по литературе или внеклассному чтению. Их место незаконно, не по чину заняли «остерословы» с кухонным юмором и словесной эквилибристикой. Школьный торжественный марш – педагогический факт высокой общественной значимости, общественно-педагогическое событие, влияющее на общественные умонастроения. Его собственно педагогические результаты – для детей, для их родителей – важны в первую очередь. В массовых организованных акциях люди открывают для себя новое чувство – солидарности. Они учатся преодолевать разобщённость, которая делает их лёгкой добычей тех, кто лучше организован. Объединение людей на основе святых ценностей – Родины, Победы, Семьи – не просто актуально, это – ответ на опасные для жизни вызовы и риски.
Общая тема марша: «Во славу России!». После торжественного построения на школьном плацу весь ученический и педагогический коллектив школы – 430 человек – по классам прошёл единой колонной перед ветеранами войны и труда, родителями, другими гостями школы.
С приветственным словом к ветеранам войны и труда Гжели обращается
директор школы Наталия Васильевна Гребенникова (слева)
Каждый класс выбрал для себя тему из новейшей истории России в ХХ веке, чтобы представить её в костюмах, плакатах и т.п.
Главная, сквозная идея для всех – единство и неразрывность истории страны, которая делается людьми. Отдельные этапы этой истории могут быть предметом дискуссии, но – Марш показал, что люди – педагоги, школьники, их родители, ветераны войны и труда – считают историю России в ХХ веке – успешной. Проблемы и трудности на этом пути возникали сложнейшие. На некоторые из них в нашем обществе существуют различные взгляды. Однако, дискуссии могут быть бесплодными и бесконечными, если не понять, что достигнутое на каждом историческом этапе стало базой дальнейшего развития, а сегодня мы полностью обязаны тому, что было сделано в СССР. Продуктивнее не только обсуждать, но опираться на сделанное. И особенно почётное, памятное место в сделанном принадлежит Великой Победе.
Юные разведчики
Как человек, принимая решение, постоянно обращается к своему жизненному опыту, так же и народ обращается к своей истории для того, чтобы яснее понять настоящее, вывести уроки на будущее. Школьный марш в Гжели, будучи историческим, посвящался будущему. Например, разве мы не умели самостоятельно выполнять масштабные научно-технологические и экономические проекты? Разве мы не были пионерами развития, чей пример вызывал или сочувствие, или зависть далеко за пределами страны? Зачем тогда в своё время кабинеты государственного и бизнес-менеджмента заполнили иностранцы — за какие заслуги (или услуги?) они приглашались? Каким образом наши университеты наполнились американскими учебниками менеджмента? Почему российская система образования реформируется по американским моделям?
Научно-технологические и организационные проекты
Социальные проекты
Кто и какой "толерантности" учит нас — в стране, где в течение веков сотни совершенно разных народов "притирались" друг другу, не потеряв ни одного языка, создав на пространстве Евразии уникальную целостную цивилизацию?
Я находился среди зрителей, которые ходили, фотографировали, обменивались впечатлениями. И вдруг большая толпа стала замирать в молчании, когда колонна вернулась и выстроилась лицом к ветеранам на школьном плацу в большой сводный хор и — запела.
Сотнями голосов стройно зазвучали отрывки лучших песен, подхваченные зрителями. Именно в такие минуты народ чувствует себя народом.
Не всегда важные события в жизни общества или люди находят отражение на страницах учебниках истории или литературы. Учебники по истории педагогики не являются исключением. Наверное, поэтому все удивляются, когда вдруг неожиданно в ход событий вмешиваются «вежливые люди». Педагогические события не являются исключением из общественных отношений. Как и "вежливые люди" педагогики.
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища...
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.
Этими словами Юлии Друниной (www.drunina.ru) завершу очерк о Школьном марше в Гжели, который дал импульс новым чувствам и мыслям. Упадёт ли на них тень Беликова, зависит от каждого из нас.
Подробный видеорепортаж доступен по ссылке: http://ramrechizy.edumsko.ru/about/tour/9_maya_2016
Похожие статьи:
В царской ложе → Наталия Гребенникова. Птицей над Гжелью
Проехаться по России. Образовательные путешествия → Гжельская экологическая тропа
Новости → Золотой запас Гжели и России
Новости → Ступить на тропу. Гжельскую. Экологическую
Новости → Школа - дом, где встречаются сердца