4 ноября 2016 г. в Москве прошла ставшая традиционной "Ночь искусств". Театры, музеи и галереи открыли свои двери для всех желающих, предлагая интерактивные программы: мастер-классы, квесты, лекции и т.д. Огромная благодарность сотрудникам этих организаций, которые делятся своими знаниями и мастерством в доступном для людей формате! Москвичи, не ленитесь! Ходите и вникайте в культуру мирового уровня в "шаговой доступности" и бесплатно! Для вас это — уникальная возможность, потому что даже для ближнего Подмосковья доступность теряется: надо потратить день и время на проезд, а поздно ночью уже и возвращаться домой сложно (в отличие от горожанина, который доедет на метро). Так что ещё раз всем — и авторам, и организаторам — спасибо за подарок!
Я встретил "Ночь искусств" в Театре танца "Гжель". Читатель может удивиться, однако Гжель — не только народный керамический промысел в Подмосковье (кстати, недалеко от Москвы), но и академический (!) театр танца, при котором есть хореографическая школа и училище. Правда, если промысел насчитывает века существования, Театру танца — около 30 лет. Но связь между театром и промыслом, как вы понимаете, не случайная. Но об этом чуть ниже.
Скажу стразу, что "Гжельская ночь" ("Ночь искусств" в Театре) оказалось популярной, и, что особенно отрадно, пришло много детишек с родителями и молодёжь.
Мастер-класс по гжельской росписи
Это архиважно, поскольку ребята впитывают образы не "покемонов", а России, и не просто образы, а вековые, корневые, которые составляют суть национальной культуры.
На первом этапе в фойе Театра организован мастер-класс по росписи. Мастер-консультант одного из предприятияй Гжели познакомил ребят с искусством создания традиционного художественного образа на керамике Гжели. На заготовках ребята работали кистями и красками. Изделия обожгут в Гжели и привезут в Москву, чтобы вернуть авторам. Уверен, что поделки, созданные собственными руками, долго будут украшать письменные столы ребят или серванты, возможно, всю жизнь.
Во второй части мы прошли в концертный зал. Театр предложил танцевальные номера из классических балетов Чайковского, Шнитке, Хачатуряна и других наших великих созидателей музыки и танца. И такая ночь была блестящая! И, что интересно, для этого не потребовалось прибегать к скандалам, как это сейчас приспособились делать некоторые наши режиссёры, прикрываясь громкими фамилиями. Хочу спросить Театр танца "Гжель", как это им удаётся гастролировать и собирать аншлаги, а сомнительных балетов и двусмысленных танцев у них нет? В чём секрет?
На самом деле, секрет я знаю.
И что опять же интересно и важно: всю программу взяли на себя будущие профессионалы, а в данный момент — студенты училища и учащиеся танцевальной школы. Их вдохновение не могло не передаться зрителям. Идя к метро по улице, я видел группу родителей с маленькими ребятами, и ребята холодной морозной ночью на мокром тротуаре пытались изобразить какие-то танцевальные движения.
В заключение, как преподаватель (прошу простить мне профессиональное занудство!), не могу удержаться от советов.
Я узнал Театр танца "Гжель" ещё в 90- годы, даже немного общался с основателем Театра Владимиром Захаровым. Об истории Театра читатель найдёт сведения на официальном сайте Театра: http://theatregzhel.ru/glavnaya.html
Я помню, какое сердечное отношение к Театру, к его артистам и самому Владимиру Захарову проявлял Генеральный директор объединения "Гжель" Виктор Михайлович Логинов. Предполагаю, что без финансовой и органиазационной поддержки Гжели-промысла, в первую очередь, лично В.М. Логинова, Гжель-театр мог бы и не состояться? Ведь это были "лихие 90-е", тогда вообще не до театров было, разве только тем, кто успел "прогнуться" и за "заслуги" получить театр в собственное пользование. Кстати говоря, именно эти режиссёры сейчас оказываются почему-то в центре "культурных" (я бы сказал, внекультурных) скандальных акций. Театр танца Гжель изначально взял русскую тему, в соответствии со своим названием. Обществу это было особенно нужно тогда. Но это было и особенно трудно. И особенно трудно (на порядок) это было делать лидерам. О Владимире Захарове есть очерк на сайте Театра. Но, мне кажется, специального рассказа заслуживает Виктор Михайлович Логинов — как русский меценат конца ХХ века, его помощь Театру танца "Гжель".
Далее. Гжель — это идин из немногих глобальных брендов России современной (многие бренды утеряны-растеряны). Это важно, но не главное. Гжель — это символ. Символ русской национальной, традиционной культуры, яркая демонстрация творческих способностей людей России. Мы — не копировщики, мы — созидатели. Именно об этом, наряду с другими достижениями, говорит Гжель прежде всего. Причём речь идёт о творчестве, основанном на инициативе и предприимчивости в любых социальных условиях, что доказывается всей историей Гжели.
И, вот, когда мы входим в фоей академического Театра танца "Гжель", то этого — не видим. Стены пусты. Нет ни картин, ни фотографий, ни выставки, которые бы рассказалм о глобальном русском феномене Гжель: о её людях, событиях, истории, культурных достижениях и т.д. Приглашаю Театр "Гжель" в Гжель, например, в Речицкую школу.
Ведь было сказано — театр начинается с вешалки.
Но ещё не было сказано, что театр начинается — со школы. Школе театр — нужен. Театру и школе нужна Гжель. Гжель нужна России.
Похожие статьи:
Новости → Открытый педагогический семинар "Уроки Коменского"
Новости → Манекены и люди Зураба Церетели
Новости → Семинар в Гжели по теме педагогических экспедиций
Новости → Участие в III Минском молодёжном педагогическом фестивале
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели