Сколько раз я обращал внимание, что русская дворянская усадьба построена и устроена так, что в ней жить удобно и красиво. И не в том дело, что обслуживают её господские крестьяне. И даже не от уровня благосостояния владельца это зависит – богатства может и не быть. Пожалуй, главная черта усадьбы как рукотворного явления, на мой взгляд, это сочетание с окружающим природным ландшафтом, органическая вписанность в него, «усаженность», если так уместно выразиться, в среду жизни. Как тыква на грядке при бережном уходе Золушки.
Она располагается на верхнем скате холма – не на самой макушке, а чуть ниже, достаточно для того, чтобы прикрыть от разгульного ветра, как зонтик на печной трубе спасает её от задувания вихря внутрь. Высотное положение открывает широкий обзор местности. Внизу, в прямой пешей доступности плещется речка или расстилается водная гладь пруда. Вокруг – парк или рядом — лес: спасают от летнего зноя и зимних снежных заносов. Ориентированность по сторонам света: вряд ли спальня будет расположена на юге. Вообще, постройка и расположение дома требуют особого отношения, знаний и опыта. И хозяева русского дома – и барского, и крестьянского – хорошо это понимали. Если вы собираетесь строить собственный дом, русская дворянская усадьба станет образцовым наглядным пособием по качеству жизни.
Москва как древний русский город, культура обустройства жизни московских и подмосковных усадеб могут послужить своеобразной социальной площадкой, на которой исторической эксперимент уже произошёл и завершился успешно. Поучительно и для жителей пресловутой Рублёвки, и для обитателей Сити.
Покажите мне Москву, москвичи,
Ну, покажите мне её без прикрас.
Мы пройдем по ней, и мы помолчим,
Потому что слов не будет у нас.
Музыкальное обращение Александра Розенбаума не останется без ответа. Группа учащихся 7 класса школы № 1747, что в Митино на улице Барышиха, побывала здесь вместе со своим учителем русского языка и литературы Галиной Ивановной Михеевой. Александр Яковлевич, смотрите!
На берегу огромного пруда, что в Люблине (м. Волжская), раскинулась дворянская усадьба Николая Алексеевича Дурасова (1760-1818 гг.). Хозяин – знаменитый московский барин – выкупил Люблино, и в течение года, в 1801 году, усадьба была построена.
Она служила летней резиденцией, как тогда говорили – парадизом, для праздников и балов влиятельных друзей хлебосольного владельца. Его театр, в котором играли 120 крепостных актёров, уступал только крепостному театру графа Николая Петровича Шереметева в Останкино.
1. Дворец Н.А. Дурасова
2. Театральная школа
3. Театр
4. Жилой дом актеров
5. Пансион дворянских детей
6. Конный двор
7. Оранжерея
Для Николая Алексеевича Дурасова это не было только увеселительным времяпрепровождением. Организуя встречи, он стремился к укреплению дворянской солидарности, рассматривая дворянство как социально ответственный класс общества.
Например, в пансионе дворянских детей обучение было бесплатным. Глядя на здание школы, из окна которой сквозь старинные липы усадебного парка виднеется пруд, и сейчас возникает желание поучиться в ней.
Справедливость требует отметить, что в одном из корпусов усадьбы образовательная деятельность продолжается. И, вообще говоря, усадьба как социально-культурный комплекс предлагает посетителям весь спектр занятий, которые входят в модель деятельности современного музея: концерты, познавательные квесты для молодёжи, спортивные развлечения, народные праздники, семейные торжества и т.д. Музей из собрания древностей превращается в образовательную площадку, живущей одной жизнью с Большим городом.
Рыбаки Прогулка на коньках
Если позволите, не могу немного не отвлечься. Дело в том, что только что сказанное – вроде бы очевидные на сегодня истины. Но так не было 15-20 лет назад, когда российский музей (как учреждение) являлся ещё «хранилищем», которое «душило» гостей монологическими экскурсиями. Именно тогда, в далёкие теперь 90-е годы, мне довелось близко познакомиться с профессором Виктором Николаевичем Куликовым, который исповедовал идею «живого музея», суть которой изложена выше. Это был единственный путь развития музейного дела, находившегося в глубоком кризисе по причине перманентных «рыночных реформ». Я видел, как он излагал эту идею перед известными музейщиками, но тогда она звучала, видимо, для них очень непривычно. И, вот, теперь, лучшие музеи живут и развиваются именно по такому пути.
У музея-усадьбы «Люблино» добротный и информативный оперативный сайт, на котором можно получить исчерпывающие сведения, которые пробудят желание к живой истории — прикоснуться:
http://mgomz.ru/lublino
А прикосновение к истории превращает тыкву – в карету, а Золушку – в Принцессу.
Экскурсия навела на размышление, что каждый школьник может сделать проект-экскурсию о "своей Москве": об улице, на которой живёт, об интересных событиях и людях своей малой Родины, о речушке в соседнем лесу, о собаках своего двора и т.д. Проект и назвать словами из песни Александра Яковлевича Розенбаума: "Покажите мне Москву, москвичи".
Похожие статьи:
Главшкола → С видеокамерой - в люди
Главшкола → Вас не догонят, или Конкурентные преимущества школы
Главшкола → Грамотная интересная экскурсия. Как подготовить
В классе у Мастера → Что такое хорошая экскурсия? Как выглядит?
Главшкола → Гений места - Чернь. Фильм-экскурсия