Не приходилось слышать статистики, сколько миллионов детей побывали в Академическом театре кукол имени Сергея Владимировича Образцова с момента его основания в 1931 г. Любопытно отметить, что театр создавался именно как педагогическое, воспитательное учреждение. В 2016 году ему исполнится "круглые" 80 лет, и мы вправе ожидать большого общественного разговора не только о традициях и новациях ярмарочных балаганов, но и о воспитании. Направят свои послания Президент и Председатель правительства, в которых они напишут, что мир кукол почему-то очень похож на мир людей, что легендарные театральные часы на Садовом кольце стали глобальным брендом отечественной культуры ценою в миллиарды долларов… Впрочем, руководители страны найдут более точные слова. Но о воспитании культуры точно скажут.
И будут правы. Хотя бы потому, что премьерный спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше действительно интересен с педагогической точки зрения. Методика постановки, использованная режиссёром Борисом Константиновым, заслуживает интереса в глазах учителя.
Нынешний театр, даже самый именитый, отпугивает порой модернистским кривлянием, когда идёшь на классический спектакль, следуя информации на афише, а попадаешь совсем на другой: режиссёр его переделал до неузнаваемости, прикрывшись чужим именем. Почему-то считается, что по-иному зрителя не привлечёшь. "Фигаро" в Театре кукол — показательный обратный пример. Спектакль поставлен в классической академической манере, продуманы малейшие движения актёров на сцене, их последовательность и связность. Всё 3-часовое действие смотрится естественно и органично.
Зал в театре достаточно большой, но актёры работали без микрофонов. Это обеспечивало эффект "живого голоса".
Никаких информационных технологий: мультимедийных проекций, телевизоров по кругу, шумовых эффектов и т.п. Только непосредственное общение актёров и зрителей. Задумаемся об этом коллеги, когда планируем урок.
Высокая динамика спектакля: каскад физических движений, быстрая речь. От этого чувствуешь себя в зале более естественно. Не "ждёшь" действия, оно тебя "ведёт". На это тоже обратим внимание.
Внутреннее деление спектакля на мизансцены на порядок более дробное, чем мы привыкли. Разрядка между ними — муыкальный мотив композитора Владимира Плисса. С точки зрения восприятия, это даёт спектаклю дополнительную подвижность, целенаправленность, пошаговость хода. Оказывается, "клиповость" — не так уж плохо. Наоборот, комфортно.
Использование двух планов игры, постоянных переходов между ними: актёрской группы и кукол. Мне кажется, это открывает и для кукольного театра, и для драматического новые содержательные и выразительные возможности.
… После спектакля. Площадка перед театром, 21.00, без пяти минут. Ровно в назначенный час бьют знаменитые часы, открывается окошко с петушком, желая всем спокойной ночи и приглашая на новые премьеры маленьких и больших граждан города и страны. По Садовому бегут машины, московские дома готовятся к ночной дрёме, к остановке подходит троллейбус "Букашка", который повезёт меня до Смоленской.
Москва, июль...