Влияние профессии
Правота по долгу службы плохо влияет на характер: адвокаты, священники, полисмены - все от этого страдают.
Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах (1922 г.)
Запретное
(Старый Джолион Форсайт - внукам): ... Там жило много улиток, и если с ним бывали внуки, он кивал на улитку и рассказывал им историю маленького мальчика, который сказал: "Мама, а у сливов бывают ножки?" - "Нет, сынок". - "Ну, тогда я, значит, улитку съел". И когда они подпрыгивали и хватали его за руку, представляя себе, как улитка проскакивает в горлышку мальчику, глаза его хитро подмигивали.
Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах (1922 г.)
Будущее
... Из подростков созидаются поколения...
Фёдор Михайлович Достоевский (1875 г.)
Черты характера
… Никто не назовёт счастливым того, кто не обладает, хотя бы в незначительной степени, мужеством, воздержанностью, справедливостью, рассудительностью, кто боится пролетающей мухи, кто не останавливается ни перед какими, даже самыми крайними, средствами, лишь бы утолить голод и жажду, кто из-за полушки готов пожертвовать самыми близкими друзьями, кто до такой степени нерассудителен и склонен к заблуждению, что уподобляется ребёнку или сумасшедшему.
Аристотель. Политика (335—322 до н. э.)
Свобода и принуждение
Одна из труднейших проблем воспитания заключается в том, как соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. Принуждение есть необходимость! Как взращу я чувство свободы рядом с принуждением? Я должен приучить своего питомца переносить ограничение его свободы и вместе с тем я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться. Без этого — всё пустой механизм, и освободившийся от воспитания не сумеет воспользоваться своей свободой. Он должен с ранних пор чувствовать неизбежное противодействие со стороны общества, чтобы освоиться с трудной задачей оберегать себя, уметь терпеть лишения и зарабатывать, чтобы быть независимым.
Имманиул Кант. О педагогике (1803 г.)
Как относиться к жизненным трудностям
Все люди наталкиваются на избыток препятствий, потому что духовный рост должен быть задержан и остановлен, он должен пробиваться сквозь затруднения, иначе он совершенно остановится. Мы сознаём, что посредственным личностям беспрестанное воспитание и обучение языкам, танцам, правилам приличия, как это практикуется во всех странах у людей высокопоставленных, даёт известное превосходство. В худшем случае кажущееся превосходство над средними людьми низшего класса...
Редко бывает, чтобы какой-нибудь Фридрих или Наполеон воспитывались с целью подготовить их к последующей деятельности. Чаще всего даже их подготовка осуществляется совсем иным путём, в одиночестве и страдании, нужде и при неблагоприятных обстоятельствах… Правда, как сказано где-то: только артишок не может расти вне сада; жёлудь бросают куда попало, а он питается на невспаханной почве и вырастает в виде дуба. Каждый лесовод подтвердит, что жирная земля губительнв для желудей. Чем легче почва, тем крепче и плотнее дерево, тем оно и ниже.
То же самое происходит и сдухом человеческим: он будет чист, лишится своих недостатков, если станет страдать за них. Кто боролся хотя бы только с бедностью и тяжким трудом, тот оказывается сильнее и более сведущим, чем тот, кто удалился с поля битвы и осторожно спрятался между обозами с провиантом.
Томас Карлейль (1795-1881 гг.).
Люди и герои
Осмысливать каждый шаг
Это был юноша чистых чувств и нрава. Серьёзно и основательно воспитанный, он с самого раннего возраста придавал большое значение самому себе и своим поступкам; наперёд обдумывая и соразмеряя каждый жизненный шаг...
Иоганн Вольфанг Гёте.
Из моей жизни. Поэзия и правда (1813-1831 гг.)
Как проникнуть в уголки человеческой души
"Всеобщая немецкая библиотека"
(Цит. по: И.В. Гёте. Из моей жизни. Поэзия и правда (1813-1831 гг.))
Трудно
Одной из самых больших забот нашего педагогического коллектива является то, чтобы детство, отрочество (особенно отрочество) и ранняя юность наших воспитанников не прошли легко и беззаботно. Те, кто пришёл в школу, становятся воспитанными лишь при том условии, если они в школьные годы, в школьном коллективе на собственном опыте познают, что такое трудно. Право воспитателя на родительскую требовательность мы приобретаем только потому, что понятие «труд» и «трудно» тесно сливаются в жизни наших воспитанников в органическую закономерность становления человека. Без познания на собственном опыте, что такое трудно, человек может вырасти бессердечным и бессовестным. Если мы говорим, что труд облагораживает человека, то облагораживает он только тем, что в нём существует трудно.
Василий Александрович Сухомлинский.
Мудрая власть коллектива (1971 г.)
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → "Не повторяется такое никогда...". Счастье человека: PRO, или Семь уроков Константина Дмитриевича Ушинского
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Парта. Воспитание в обществе и школе → Уносимые ветром
Пикейные жилеты считают → Разрешите задать вопрос Главе Чечни Р. Кадырову
Родительский кров. Воспитание → "Не хочу в вашу музыкалку!"