Разделы статей

Человек и Воспитание

27 сентября 2015 - Сергей Пимчев
Человек и Воспитание
Будущее
... Из подростков созидаются поколения...
Фёдор Михайлович Достоевский (1875 г.)

Черты характера
… Никто не назовёт счастливым того, кто не обладает, хотя бы в незначительной степени, мужеством, воздержанностью, справедливостью, рассудительностью, кто боится пролетающей мухи, кто не останавливается ни перед какими, даже самыми крайними, средствами, лишь бы утолить голод и жажду, кто из-за полушки готов пожертвовать самыми близкими друзьями, кто до такой степени нерассудителен и склонен к заблуждению, что уподобляется ребёнку или сумасшедшему.
Аристотель. Политика (335—322 до н. э.)

Свобода и принуждение
Одна из труднейших проблем воспитания заключается в том, как соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. Принуждение есть необходимость! Как взращу я чувство свободы рядом с принуждением? Я должен приучить своего питомца переносить ограничение его свободы и вместе с тем я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться. Без этого — всё пустой механизм, и освободившийся от воспитания не сумеет воспользоваться своей свободой. Он должен с ранних пор чувствовать неизбежное противодействие со стороны общества, чтобы освоиться с трудной задачей оберегать себя, уметь терпеть лишения и зарабатывать, чтобы быть независимым.
Имманиул Кант. О педагогике (1803 г.)
 
Как относиться к жизненным трудностям
Все люди наталкиваются на избыток препятствий, потому что духовный рост должен быть задержан и остановлен, он должен пробиваться сквозь затруднения, иначе он совершенно остановится. Мы сознаём, что посредственным личностям беспрестанное воспитание и обучение языкам, танцам, правилам приличия, как это практикуется во всех странах у людей высокопоставленных, даёт известное превосходство. В худшем случае кажущееся превосходство над средними людьми низшего класса...
Редко бывает, чтобы какой-нибудь Фридрих или Наполеон воспитывались с целью подготовить их к последующей деятельности. Чаще всего даже их подготовка осуществляется совсем иным путём, в одиночестве и страдании, нужде и при неблагоприятных обстоятельствах… Правда, как сказано где-то: только артишок не может расти вне сада; жёлудь бросают куда попало, а он питается на невспаханной почве и вырастает в виде дуба. Каждый лесовод подтвердит, что жирная земля губительнв для желудей. Чем легче почва, тем крепче и плотнее дерево, тем оно и ниже.
То же самое происходит и сдухом человеческим: он будет чист, лишится своих недостатков, если станет страдать за них. Кто боролся хотя бы только с бедностью и тяжким трудом, тот оказывается сильнее и более сведущим, чем тот, кто удалился с поля битвы и осторожно спрятался между обозами с провиантом.
Томас Карлейль (1795-1881 гг.).
Люди и герои

Осмысливать каждый шаг
Это был юноша чистых чувств и нрава. Серьёзно и основательно воспитанный, он с самого раннего возраста придавал большое значение самому себе и своим поступкам; наперёд обдумывая и соразмеряя каждый жизненный шаг...
Иоганн Вольфанг Гёте.
Из моей жизни. Поэзия и правда (1813-1831 гг.)

Как проникнуть в уголки человеческой души
И тут растроганному сердцу открываются более возвышенные добродетели, в нём возникают и крепнут утончённо-нежные чувства. Но прежде всего в нём зарождаются свойства, позволяющие юному читателю проникнуть в потайные уголки человеческой души и ей страстей, — знание, которым превосходно владел Овидий Назон и насколько же более ценное, нежели латынь и греческий вместе взятые. Но не по этой причине дают юношам читать древних поэтов, в том числе, следовательно, и Овидия. Вседержитель даровал нам немало душевных сил, которые необходимо культивировать с первых же дней, и здесь нам не помогут ни логика, ни метафизика, ни латынь и ни греческий. Мы наделены воображением, и его надо питать прекрасными и подобающими картинами, дабы оно не удовлетворялось первыми попавшимися, и таким образом упражнять наш дух, приучать его отыскивать прекрасное повсюду, и в природе тоже, любя и опознавая это прекрасное по характерным, иной раз едва уловимым чертам. Мы нуждаемся во множестве понятий и знаний как для науки, так и для повседневной жизни, и знание это не почерпнёшь ни из какого учебника. Наши восприятие, склонности и страсти, успешно развиваясь, должны непременно подвергаться очищению.
"Всеобщая немецкая библиотека"
(Цит. по: И.В. Гёте. Из моей жизни. Поэзия и правда (1813-1831 гг.))

 
Трудно
Одной из самых больших забот нашего педагогического коллектива является то, чтобы детство, отрочество (особенно отрочество) и ранняя юность наших воспитанников не прошли легко и беззаботно. Те, кто пришёл в школу, становятся воспитанными лишь при том условии, если они в школьные годы, в школьном коллективе на собственном опыте познают, что такое трудно. Право воспитателя на родительскую требовательность мы приобретаем только потому, что понятие «труд» и «трудно» тесно сливаются в жизни наших воспитанников в органическую закономерность становления человека. Без познания на собственном опыте, что такое трудно, человек может вырасти бессердечным и бессовестным. Если мы говорим, что труд облагораживает человека, то облагораживает он только тем, что в нём существует трудно.
Василий Александрович Сухомлинский.
Мудрая власть коллектива (1971 г.)

 

Похожие статьи:

Прогностика. Образование для будущего"Не повторяется такое никогда...". Счастье человека: PRO, или Семь уроков Константина Дмитриевича Ушинского

Вольному - воля. Воспитание в обществе и школеУносимые ветром

Родительский кров. Воспитание семьёй"Не хочу в вашу музыкалку!"

НовостиПисьмо Мэру Москвы

Вольному - воля. Воспитание в обществе и школе"Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+333
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.