ГлавнаяСтатьиПарта. Воспитание в обществе и школеТрудовое воспитание. Как понимается в исламе?
Разделы статей

Трудовое воспитание. Как понимается в исламе?

12 февраля 2018 - Сергей Пимчев
Трудовое воспитание. Как понимается в исламе?
Физический труд исчезает из нашей жизни, и причины этого понятны. Однако, освобождая время и физические, интеллектуальные силы с помощью технологии (что, очевидно, важно), человек лишается колоссального воспитательного влияния физического труда. Даже тяжёлый и однообразный физический труд воспитывает очень важные для человека качества личности: терпение, упорство, долговоременная сосредоточенность и произвольное, волевое внимание, наконец, силу воли, характер. Физический труд учит преодолевать трудности и себя — лень, слабость, нежелание. В физическом труде полностью содержатся базовые элементы исследовательской и проектной деятельности и, конечно же, творчества. Трудно найти в этом широком отношении ему полноценную замену. Но, разумеется, всё это содержится в труде потенциально — эффективно воспользоваться, опереться на это для цели развития человека в решающей степени зависит от искусства и подготовленности педагога.
Плохо, когда в жизни человека исключительно тяжёлый физический труд — он односторонне и однобоко формирует личность и даже её подавляет. Но — как часть жизни человека, наряду с другими видами деятельности — его можно использовать (педагогически целесообразно!) как сильное воспитательное средство. Как это — педагогически целесообразно?
Мне попалась случайно статья, где об этом рассказывается очень хорошо и наглядно на примере исламской культуры. А поскольку исламская культура — влиятельная часть общероссийской истории и культуры, то о воспитании физическим трудом в исламе было бы, на мой взгляд, полезно познакомиться всем российским педагогам. Тем более, что, на самом деле, оказывается, речь идёт об общепедагогическом содержании.
 
Мухаммад Букар Гамидуллаев, профессор.
Ислам о трудовом воспитании детей
(духовно-просветительская газета "Ас-Салам", Дагестан, февраль 2018 г.)

На сегодня представляется особенно актуальной и бесспорной проблема приобщения детей к трудовой деятельности. Поэтому хочется напомнить многим об исламских традициях в их трудовом воспитании, которые сыграли огромную роль в жизни мусульман.
К этим традициям можно отнести следующие моменты:
– Пророк Мухаммад одобряет того, кто трудится и употребляет из того, что он заработал своим халяльным трудом и своими руками;
– Аллах  всегда с тем, кто работает и действует;
– Ислам проповедует и всегда связывает веру с благими деяниями;
– мужчина обязан обеспечивать материальное благополучие собственной семьи;
– женщине предоставляется право на учёбу и выбор работы по её возможностям и способностям;
– необходимости трудиться на совесть учат многие аяты и хадисы;
– в Исламе работе придаётся особое значение – для достойной жизни;
– соблюдение поста не может стать причиной отказа от труда;
– соблюдение поста приводит не только к очищению души и возвышению духовного состояния, но и вселяет в человека колоссальную духовную энергию, которая помогает ему трудиться производительно – как физически, так и умственно;
 – нельзя уповать на Аллаха и не работать, как те, кто полагает, что Аллах всё сделает, как Он пожелает, и поэтому считают, что можно не прилагать стараний в трудовой деятельности.
Об ответственности родителей по трудовому воспитанию детей и формированию их как личностей говорится во многих аятах Священного Корана и высказываниях нашего Пророка Мухаммада. Например, Посланник сказал: «Самое ценное, что даёт отец своему ребёнку, – хорошее воспитание».
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей, воспитателей, опекунов и т. д. возложена колоссальная ответственность не только по трудовому, но и вообще воспитанию детей, доверенных им Аллахом. И, как известно, в Судный день нам придётся отвечать перед Всевышним за всё, что Он нам доверил. Поэтому все свои родительские обязанности по отношению к ребёнку лучше начинать осуществлять с его самого раннего возраста.
Вырастить достойного, трудолюбивого, воспитанного и высоконравственного человека – непростая задача, которая достигается колоссальным трудом и постоянной заботой о нём с учётом многообразной его жизнедеятельности.

Светский подход
А теперь мы рассмотрим некоторые положения этой проблемы с позиций светского подхода, который по сути мало чем отличается от исламского.
Следует заметить, что определяющей составляющей результативной и эффективной трудовой деятельности является, особенно в юном возрасте, умение человека сочетать различные виды деятельности. Например, сочетая физический и умственный труд, необходимо поддерживать как своё физическое, так и душевное состояние. Желательно ещё с ранних лет прививать ребёнку такое сочетание, когда он может ещё легко осваивать многообразие жизни, так как с возрастом всё становится намного сложнее.
Те, кто занимается этой проблемой, знают, например, что выдающиеся физиологи И. П. Павлов и Н. Е. Введенский постоянно подчёркивали в своих исследованиях необходимость умелого сочетания различных видов труда, умственного и физического, для повышения уровня работоспособности и сохранения высокого жизненного тонуса. По этому поводу интересно – может, и не дословное – высказывание известного русского критика Д.И. Писарева, который подчёркивал, что основные действия и усилия благоразумного человека должны быть ориентированы не на то, чтобы «…чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью», а на то, чтобы вести такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке.
Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна развивать у детей умение трудиться, воспитывать искреннее уважение к людям будничного труда, бережно относиться к его результатам, воспитывать стремление оказывать помощь окружающим, постоянно и добровольно выполнять трудовые обязанности, вырабатывать потребность в совместном труде, умение его организовать.
Воспитать в ребёнке трудолюбие и другие позитивные аспекты жизнедеятельности нельзя нудной опекой, нотациями, запретами и другими многословными внушениями. Лучшим способом воспитания является пример родителей. Их добросовестное, ответственное и целеустремлённое отношение помогает ребёнку понять важность и определяющую роль труда в жизни человека и общества. На ваших примерах дети должны понять известную формулу жизни: благосостояние человека определяется его отношением к труду. Родителям всегда следует помнить, что их действия и высказывания в присутствии детей непременно отразятся на них.
Процесс трудового воспитания следует начинать с элементарных действий самообслуживания ребёнка и развития навыков гигиены и соблюдения порядка в его делах. Такой подход позволяет ему понимать его ответственность и обязанности по отношению к себе и его среде обитания. Это позволяет ему правильно выстраивать отношения с родителями и членами семьи. Осуществляя различные действия ежедневного необходимого бытового труда, он начинает понимать его важность, тем самым у него появляется уважение не только к своему и чужому труду, но и ко всем членам семьи.
Как известно, в школе дети тоже трудятся – они учатся. Ребёнку, который дома имеет определённые обязанности и на которого возложена ответственность, будет легче учиться, саморазвиваться, он будет более самостоятельным. Конечно, после занятий в школе надо выполнять домашние задания (это минимум), но это не является причиной того, чтобы не помогать семье. Например, убрать квартиру, приготовить пищу, купить продукты, присмотреть за престарелыми родственниками или маленькими детьми и т. д. Это должно осуществляться в любом возрасте, что способствует развитию у ребёнка не только трудовых навыков, но и моральных, нравственно-этических и благородных качеств. Их преимущественно можно получать только в семье и только при помощи родителей.
Надо помнить, что поручения, задания и вообще любые действия, которые будет осуществлять ребёнок, должны быть посильными и соответствовать его уровню развития, знаний, умений и трудовых и других навыков. А также следует учитывать его половые, возрастные и индивидуальные особенности совместно с моральной и психологической подготовленностью.
Практика показывает, что, особенно в юном возрасте, девочек мамы больше приобщают к трудовой деятельности, поручая им задания по приготовлению пищи, уборке помещения и т. д. С мальчиками дела обстоят несколько хуже. Как правило, у пап времени нет, они всегда на работе, а мамы, хотя и привлекают сыновей к делу, но не так часто, как следовало бы, и у них с девочками получается лучше. Поэтому папам следует, если хотят вырастить сыновей настоящими мужчинами, находить время по их вовлечению в трудовую, воспитательную и вообще в многогранную жизнедеятельность. Родителям следует помнить об их особой роли в воспитании детей и формировании настоящих личностей.
Многие исследования показывают, что в среднем у девочек свободного времени бывает на 3–5 часов в неделю меньше именно потому, что они почти всегда имеют больше домашних обязанностей. Такое нежелательно и вряд ли приемлемо, особенно в мусульманских семьях. Подобное воспитание приводит мальчиков к мысли, что домашняя работа – «привилегия» исключительно женского пола. При проведении исследований постоянных домашних обязанностей у детей выявлены следующие примерные пропорции: около 60–70% девочек и только 30–40% мальчиков имеют постоянные домашние обязанности.
Особенно в подростковом возрасте дети нуждаются в помощи родителей по организации труда, рационального использования своего времени, в вопросах самоподготовки и самоуправления, то есть у детей возникают те же проблемы, что и у взрослых. Просто примеры родителей ничего детям не дадут и автоматически не перейдут к ним, если они не будут вовлечены в трудовые и другие процессы и задействованы в них.
Особое внимание родителям следует уделять выявлению особенных личностных склонностей и творческих способностей конкретного ребёнка. Как правило, именно в детстве проявляются определённые наклонности к тому или иному виду деятельности, и задача родителей – увидеть их вовремя и помочь развить.
Таким образом, наряду с радостным событием появления ребёнка на свет перед родителями возникает необходимость дать ему как нравственно-этическое, так и трудовое воспитание. Да поможет нам Всевышний в воспитании достойных детей!
 

Похожие статьи:

Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную темуСказка о мужике и волшебном дереве

Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную темуВолшебная сила Интернета

ГлавшколаОснова

Родительский кров. ВоспитаниеОднажды в Америке

Главшкола400 баллов над землёй

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.