ГлавнаяСтатьиПикейные жилеты считаютПравда человека. Конфуцианская альтернатива для будущего
Разделы статей

Правда человека. Конфуцианская альтернатива для будущего

1 июля 2015 - Сергей Пимчев
Правда человека. Конфуцианская альтернатива для будущего
Чем хороша стрельба из лука? Когда стрелок промахивается,
он ищет причину своей неудачи в самом себе.

Правление мудрых царей древности было подобно вовремя
выпавшему дождю: где он выпадает — там ликуют люди.

Конфуций
 
Мир потерял представление о будущем. Идея демократии дискредитирована её же родоначальниками: политикой "двойных стандартов", например. Идея продолжает навязываться догматически, хотя требуется глубинная практическая работа над тем, чтобы влить в эти "меха" новое "вино". Или предложить совершенно новую идею для мира. Кто сумеет это сделать, тот будет лидером на планете в XXI в. А поскольку модели образования тесно связаны с моделями развития, то проблемы образования объективно находятся в центре идейных и духовных поисков. Основная же проблема образования — это понимание человека, его образа в современных социально-исторических обстоятельствах для будущего. Сегодня западная модель образования (мы вслед за ней) представляет образ человека как набор компетенций. Решение принято и у нас, целенаправленно продвигается через нормативные документы, учебники и другие педагогические средства. Апофеоз такой образовательной политики — тестирование. В тестах рисуется законченный образ человека. Беда в том, что тесты из подручного средства педагога стали альфой и омегой образовательного процесса. Но природа человека не вписывается в узкий перечень проверочных вопросов, и то, что остаётся "за скобками", начинает бунтовать. Бунт может оказаться страшным, потому что в "остатке" — сам человек.
Тема понимания человека стала предметом в книге В.В. Малявина "Конфуций", вышедшей в серии ЖЗЛ (М.: Молодая гвардия, 2010. — 357 с.). Мы обращаемся к восточной мудрости, стремясь преодолеть границы нашего понимания, связанные с евроцентричностью нашей интеллектуальной и духовной среды. Сегодня по радио, например, в программе популярного ведущего я услышал, что Китайская коммунистическая партия (как правящая в Китае) — главная угроза России в XXI в. Вот так, не больше — не меньше. Но это не разговор! Чьи бомбардировщики летают над разными странами и сбрасывают бомбы на мирных граждан? Чья финансовая система высасывает соки из национальных экономик, обрекая народы на вечную бедность? Давайте не будем смотреть на Китай, как Европа смотрит на нас. Давайте снимем шоры с ума, расширим кругозор и постараемся понять суть событий и наше место в них. Именно этому учил Конфуций. Именно этому у него учатся успешно те, которые претендуют на роль первой экономики мира и предлагают для него мировоззренческую альтернативу, чего мы пока не осилили. Мы не станем китайцами. Конфуций не будет русским святым. Он только помогает повернуться лицом к непреходящим ценностям культуры, не вытеснять их технократически на периферию, а то и целенаправленно вымещать, но строить развитие на основе исторических ценностей, своих. На днях на Яндексе высветилась информационная строка "Белый дом высвечен в цвета радуги". Сначала было непонятно, потому что почти в каждом губернском городе России имеется свой "Белый дом". Но вскоре успокоился: речь шла об американском Белом доме и световом шоу в честь узаконения в США однополых браков. Таких сюжетов по замещению в нашем культурном пространстве наших же образов на чужие и часто чуждые можно набрать немало.
Автор книги исследует философско-педагогическую концепцию человека в учении Конфуция. И та звучит очень актуально и современно. Не зря "азиатские тигры" обращаются к наследию Конфуция в условиях совершаемого ими экономико-технологического рывка.
Например, одной из современных концепция развития является синергетика. Однако, принципиальные идеи синергетики чётко сформулированы в мировоззрении Конфуция. Например, роль события. Синергетика предполагает возможность такого события (воздействия на ход развития), которое, будучи само по себе незначительным, но, приложенным в определённое место и время (состояние неравновесия), кардинально меняет направленность и характер процесса. Тому же учил Конфуций. Развитию не вообще, не абстрактно, не через прямолинейное приложение сил, а именно через такую "точку", которую человек должен оказаться способен почувствовать, для чего его необходимо соответствующим образом обучать и воспитывать.
Мы ставим вопрос об интеграции современного образования для преодоления чересчур дискретной картины мира. Как правило, мы идём по линии развития идеи межпредметных связей или узко понятого деятельностного подхода (через т.н. компетенции). Для Конфуция как педагога такой проблемы не было вообще, поскольку в центре его внимания находился человек как самоценность, как несущий элемент исторической культуры: "В древности люди учились для себя, ныне учатся для других".
Конфуций был последовательным и твёрдым приверженцем ритуалов. Восстановление древних традиций и ритуалов, их личностное переживание — суть его мировоззрения. В чём смысл? Сегодняшний наш день его наглядно высвечивает. Взламывание сложившихся общественных отношений начинают с "модификации" ритуалов, общественных привычек. Например, в повестку дня активно навязывается (как бы ни с того, ни  сего) требование к обществу самопределиться: оно за однополые браки или против? Забудь про картошку и огурцы на огороде, про книги и общение с друзьями — главное, определись, на какой ты стороне. И тогда ты попадёшь в "рейтинг" — рейтинг "прогрессивности" или "ретроградности". Конфуций 2,5 тыс. лет назад знал, что делал. Не его ли считать первым в истории прогнозистом?
Годы жизни Конфуция:  551-479 гг. до н.э. В 2019 г. исполнится 2570 лет со дня его  рождения. Это хорошая "круглая дата" для самостоятельного педагогического разговора по проблеме современного образа человека, его воспитания, развития. Это расширит наши педагогические представления, поможет включить в профессиональное общение педагогов из Китая, других стран. Названием такого проекта может быть: "Правда человека. Конфуцианская альтернатива для будущего". Но рамки разговора будут, разумеется, шире.
Представления о будущем должны быть педагогически конкретны.
"Человек может сделать истину великой, истина же не сделает великим человека" (Конфуций).

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияЯма для России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.