Было это дело при Борисе Годунове. После смерти Ивана Грозного царём стал его сын Фёдор, который и по состоянию здоровья, и по своим психологическим свойствам, да и по интересам управлять государствам не мог. Полное управление страной взял в руки Борис Годунов, брат его жены, т.е. царицы, Ирины. Современники оценивают его управление очень высоко.
Но нас интересует конкретный вопрос о Грузии. Вот что на эту тему пишет историк Николай Михайлович Карамзин в замечательном фундаментальном труде "История государства Российского". Поразмышляйте и сравните с днём сегодняшним. И, возможно, завтрашним.
Современный Кавказ
Николай Михайлович Карамзин. История государства Российского.
Царствование Феодора Иоанновича (отрывок)
В самый день Ибрагимова отпуска (5 Октября 1586) Государь торжественно вступил в обязательство, которое могло и долженствовало быть весьма неприятно для Султана. Около ста лет мы не упоминали о Грузии: в сей несчастной земле, угнетаемой Турками и Персиянами, властвовал тогда Князь, или Царь, Александр, который прислав в Москву Священника, Монаха и наездника Черкесского, слезно молил Феодора взять древнюю знаменитую Иверию под свою высокую руку, говоря: «Настали времена ужасные для Христианства, предвиденные многими боговдохновенными мужами. Мы, единоверные братья Россиян, стенаем от злочестивых: един ты, Венценосец Православия, можешь спасти нашу жизнь и душу. Бью тебе челом до лица земли со всем народом: да будем твои во веки веков!» Столь убедительно и жалостно предлагали России новое Царство, неодолимое для воинственных древних Персов и Македонян, блестящее завоевание Помпеево! Она взяла его: дар опасный! ибо мы, господством на берегах Кура, ставили себя между двумя сильными, воюющими Державами. Уже Турция владела Западною Ивериею и спорила с Шахом о Восточной, требуя дани с Кахетии, где Царствовал Александр, и с Карталинии, подвластной Князю Симеону, его зятю. Но дело шло более о чести и славе нашего имени, нежели о существенном господстве в местах столь отдаленных и едва доступных для России, так, что Феодор, объявив себя верховным владыкою Грузии, еще не знал пути в сию землю! Александр предлагал ему основать крепости на Тереке, послать тысяч двадцать воинов на мятежного Князя Дагестанского, Шавкала (или Шамхала), овладеть его столицею, Тарками, и берегом Каспийского моря открыть сообщение с Ивериею чрез область ее данника, Князька Сафурского. Для сего требовалось немало времени и приготовлений: избрали другой, вернейший путь, чрез землю мирного Князя Аварского; отправили сперва гонцов Московских, чтобы обязать Царя и народ Иверский клятвою в верности к России; а за гонцами послали и знатного сановника, Князя Симеона Звенигородского, с жалованною грамотою. Александр, целуя крест, клялся вместе с тремя сыновьями, Ираклием, Давидом и Георгием, вместе со всею землею, быть в вечном, неизменном подданстве у Феодора, у будущих его детей и наследников, иметь одних друзей и врагов с Россиею, служить ей усердно до издыхания, присылать ежегодно в Москву пятьдесят златотканых камок Персидских и десять ковров с золотом и серебром, или, в их цену, собственные узорочья земли Иверской; а Феодор обещал всем ее жителям бесстрашное пребывание в его державной защите – и сделал, что мог.
Похожие статьи:
Главшкола → Вторая Югославия? Почему происходит "балканизация" Кавказа
Парта. Воспитание в обществе и школе → Казбек
Золотая библиотека → Расул Гамзатов. День, проведённый с Абуталибом
Cui prodest? Педагогическая политология → "Кавказские люди" в Тифлисе. Наместники на Кавказе
Главшкола → "Кавказ" - информационная модель туристического кластера региона