Наш коллега, педагог из Варшавы, Михал Варых обратил внимание на публикацию в киевской прессе о Дворце науки и культуры в Варшаве. Факт создания и существования здания стал предметом культурологического и социально-психологического анализа. Поводом послужил 60-летний юбилей здания в 2015 г.:
https://kievsmi.net/novosti/cultura/167763-kukushkino-yajtso-stalinskij-podarok-varshave.html
Тема невероятно интересная! Автор смотрит на Дворец почти как на прамиду Хеопса. Практически со всеми тезисами авторами я соглашусь. И подниму новые вопросы.
Понятно, что в этом строительстве заложен мощный геополитический смысл, энергетика имперского масштаба. Сталин был рационалистом и стратегом-геополитиком, мыслившим символически. Замысел рассчитан на века. Узким практицизмом не объяснить, почему народ разрушенной войной страны, его руководители делают такой "подарок". Более практичные подарки могли быть другими: новые жилые кварталы для послевоенной Варшавы, техника для сельского хозяйства и т.п. Да, вообще-то, нам самим было не до подарков… Как объяснить?
Мне кажется, это можно понять, если глубоко исторически вникнуть в смысл советского проекта как феномена глобальной эпохи модернизации. Базовая для любого общества идея развития приобрела в истории России XX века — Советском Союзе — именно такую форму. Архитектура — это музыка в камне. Музыка — душа народа. Можно сказать, что несмотря на все трудности и беды народ жил, хотел жить будущим. И это ощущение не могло не отразиться в памятниках материальной культуры.
Будете в Москве, постарайтесь ночью или очень рано утром оказаться у Главного здания Московского государственного университета — одной из сталинских высоток. Почему ночью? Ночью, по законам природы, обостряется человеческое воображение, сознание ярче конструирует образы. Шпиль ярко освещён, но прикрыт туманом — конус здания как тяжёлая ракета устремляется в ночное небо, в Космос. Опустите глза к земле — и вы увидите прямые дорожки, проложенные в парках и скверах, по которым хочется совершить пробежку. Гебо Земля — рядом. Это и есть городок МГУ — идельное место для жизни и — творчества! Научный и образовательный "вулкан" советского модернизационного проекта. И это — в 50-е послевоенные годы! Создано в кратчайшие сроки. Следовательно, задумано ещё раньше! Поистине, архитектура — музыка, застывшая в камне. Музыка ХХ века. Сейчас это называют технополисами, но об их открытиях и событиях что-то не очень слышно. МГУ не называли технополисом.
… Новые корпуса МГУ. Их стенам ещё предстоит стать "намоленными" страстью бескорыстного научного поиска и творческого горения. Пока же они навевают тоскливое чувство посещения супермаркета....
И такая музыка зазвучала в Варшаве. Как факт. Чего хотел Сталин?
Николаевский (Кафедральный) собор в Хельсинки, лютеранский, кстати, возводился параллельно с Иссакиевским собором в Санкт-Петербурге. И оба — созданы в византийском стиле.
География Софийских соборов древней Руси и святая София в Стамбуле. Это — архитектурные факты, материальные свидетельства, метки-символы цивилизационного мегапроекта, раскинувшегося поверх политических и этнических границ. И временных тоже. Кажется, его истоки скрываются далеко-далеко за страницами учебников истории.
Кто его преемник? Или кто осознавал себя его преемником? Риторический вопрос.
Может быть, именно это нам надо иметь в виду, когда мы смотрим на Дворец науки и культуры в Варшаве?
Науки и Культуры.
Основа основ.
Выше Времени и Пространства.
На поверхности Земли найдены огромные рукотворные изображения, которые можно разглядеть только с высоты птичьего полёта. Их происхождение и предназначение — загадка. Очевидно только, что они созданы предназначались для тех, кто мог летать уже тысячи лет назад. А если это — космические маяки?
Архитектура меняется, а что если всегда существует какой-то тысячелетний смысл в Сети храмов Науки и Культуры, который понятен только с Неба?
В конце концов, египетские пирамиды и сталинские высотки сравнимы по высоте.