Горьковский автозавод на данном этапе истории известен своими лёгкими коммерческими автомобилями. Он занимает львиную долю российского авторынка, что позволяет ему достойно оплачивать труд… иностранных инженеров, конструкторов и профессоров инженерных школ. Почему?
Зайдём на обновлённый сайт ГАЗ, откроем раздел, посвящённый технологиям производства:
http://azgaz.ru/special/innovations/modern-production/
Его беглый просмотр показывает, что практически вся технологическая цепочка построена на импортных роботах. Исключение, возможно, составляет оцинкованный металл для корпуса, и то не факт, надо выяснять. Таким образом, покупая автомобиль ГАЗ, потребитель финансирует высокие технологии, но высокие технологии развитых стран Запада. Это всё-равно, как покупаешь импортный автомобиль.
Когда Президент России говорит о развитии высоких технологий, я понимаю это так: 1) сами технологии должны производиться в стране; 2) именно они используются преимущественно на других производствах. Если ты купил высокотехнологичный утюг, который сам гладит носки и носовые платки, это значит, очевидно, использование высоких технологий, но не означает технологического суверенитета, а именно это, по-моему, имел в виду Президент. Использовать такой утюг и способность его произвести — это не одно и то же. Мягко говоря и строго выражаясь.
Проблема заключается в том, что сейчас для производства современных автомобилей нужны современные роботы, а современных роботов, нужных ГАЗу, в России не делают. Вот и получается — попадание в зависимость. Уверен, что формирования именно такой ситуации зарубежным бизнесом и его политиками всё сделано с многосторонним и тщательным прицелом, в котором учтены все факторы, в т.ч. политические (вспомним и санкции против России, и скандалы с г-ном Дерипаской, членом ельцинской Семьи, владельцем ГАЗ).
Идём дальше. Почему у нас в образовании насаждается т.н. "компетентностный подход", т.е. узкофункционалльная подготовка специалиста, начиная с предпрофильных классов в средней школе? Всё просто. Потому что творческие люди нужны для производства новых роботов (на Западе), а для эксплуатации роботов достаточно "компетентных" специалистов (в России).
Об инженерной науке даже и упоминать как-то неловко. Однажды своему коллеге из Польши я предложил импортировать российские яблоки. Он иронично улыбнулся в ответ. Помните, как возмущались польские фермеры, когда прикрыли экспорт польских яблок в Россию? Думаю, что так же ухмыльнётся немецкий, французский, южнокорейский инженер при словах "русский инженер" и "русские технологии".
При "компетентностной" модели не нужна педагогическая наука и разработка нового содержания образования, поскольку т.н. "компетенции", в принципе, определены, да и материя эта — "компетенции" — не высокого порядка: не нужны Гегели и Канты. Как не нужны и творческие учителя — их вполне может заменить методика братьев Запашных. Сдаются в утиль понятия "педагогическое творчество" и "педагогические инновации", а также "педагогическое авторство". Если продолжить...
Вопрос: распространяется ли статья Уголовного кодекса об измене Родине на действия, которые умышленно подорвали и продолжают подрывать технологическую самостоятельность России?
Мне могут возразить: "Ты пишешь научную статью про Россию на компьютере? Пишешь на компьютере. А какую операционную систему при этом используешь? Американскую? Американскую. Следовательно, имеет место… Как ты это называешь?".
Да, только это будет не про меня. Это будет разговор про национальный суверенитет России и его комплексное обеспечение.
Кстати, экспозиция Музея ГАЗ (частично материалы представлены на сайте завода) позволяет видеть, что в 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого века его модельный ряд обновлялся едва ли не активнее, чем сейчас. Будете в Нижнем — идите в этот Музей за чувством национальной гордости.
Я надеюсь, что российские инженерные и научные школы не пополнят витрины с красивыми музейными экспонатами и фотографиями. Не хотелось бы ими гордиться в качестве таковых.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Салтыков-Щедрин. Мишкина карьера
Главшкола → Консультация генерала Гурулёва для Минпроса
Пикейные жилеты считают → Почему люди засыпают на крыльце
Главшкола → Пример практического задания по математике
Cui prodest? Педагогическая политология → Объясните... Объясните!