На конференцию в г. Городец Нижегородской области, которая прошла на базе Губернского колледжа 19 декабря 2018 г. по теме профессиональной ориентации молодёжи, была предложена для выступления такая тема. Это, насколько я понимаю, первое публичное представление новой профессии: педагог-продюсер.
С.П. Пимчев
ведущий специалист
Московского педагогического
государственного университета,
главный редактор научно-педагогического
портала Куна kunalab.ru
Россия, Москва
Б. Ильюк
доцент Университета Градец Кралове,
Чешская Республика, Градец Кралове
Новая педагогическая профессия.
Как расширяются социальные возможности для молодёжи?
(на примере образовательной программы «Господин учитель.
Мастерская педагога-продюсера»)
Эффективность профориентационной работы может рассматриваться с различных аспектов: количество просветительских мероприятий, число посещений сайта организации и заявлений абитуриентов, процент последующего отсева студентов и проч. Хотелось бы посмотреть на эту работу с точки зрения того, насколько привлекательна сама профессия, в первую очередь, какие жизненные – социальные, профессиональные, включая карьерные, – возможности она создаёт. Развивается ли сама профессия вслед за развитием общества и потребностями человека в его поиске себя в жизни, получении материального достатка, самореализации? Как удаётся работать на опережение?
Если вспомнить многих литературных героев – плод художественного исследования жизни великими писателями, – их драматическая (или, напротив, комическая) судьба часто определялась противоречием между общественными условиями, с одной стороны, и внутренними мотивами человека, с другой, несовместимостью между ними по разным причинам. Жульен Сорель в «Красном и чёрном» Стендаля, Жорж Дюруа в «Милом друге» Мопассана, Родион Раскольников в «Преступлении и наказании» и Аркадий Долгорукий в «Подростке» Достоевского, Чацкий Грибоедова, Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Хлестаков и Чичиков Гоголя, герои Островского, Сухово-Кобылина, Лескова, Горького – вечная проблема «лишнего человека» или «маленького человека», который ищет в жизни своё место, делает это разными средствами и с различными последствиями. Применительно к педагогической профессии в контексте профессиональной ориентации вопрос звучит так: «Надо ли идти в педагогику и зачем?».
Именно так некоторое время назад прозвучал на встрече одного из авторов со студентами Мордовского педагогического института самый первый вопрос. Задал его первокурсник. Хотя молодой человек сделал только один шаг в профессии, а наша профессиональная жизнь связана со сферой образования полностью, этот вопрос до сих пор волнует и нас. Так надо ли было идти в педагогику?
Не будем сейчас рассуждать о социально-профессиональном статусе педагога в современном мире. Эта проблема очевидна и хорошо известна специалистам. Министерство просвещения России в данный момент прорабатывает новую «Национальную систему учительского роста». Звучит сильно, но проблема остаётся.
У проблемы разные источники. Далеко не всё зависит от министерства или от педагогов, но то, что зависит, может быть сделано, прежде всего, в области разработки нового содержания педагогического образования. Один из вариантов: новая профессия «педагог-продюсер» и разработка новой образовательной программы.
В реальной педагогической практике активные педагоги, реализуя достаточно масштабные педагогические проекты, фактически становятся продюсерами, но этот новый педагогический опыт недостаточно осмыслен и, тем более, не «уложен» в такой фундаментальный документ как образовательная программа. Обращу внимание на исходные ключевые вопросы, которые находят отражение в данной рабочей Программе.
1. Кто такой «педагог-продюсер»?
2. Какова сфера деятельности педагога-продюсера?
3. Как придумать идею педагогического проекта?
4. Что такое «проект»?
5. Какими смежными квалификациями необходимо, как минимум, нарастить собственно педагогическое – традиционное – знание для успешного выполнения педагогического проекта?
Итак, кто такой «педагог-продюсер»? Это педагог, который придумал проект, для реализации которого ему необходимы новые контакты и привлечение ресурсов за пределами образовательной системы и которые он привлекает самостоятельно и под свою ответственность. Формы педагогического проекта могут быть известными, а также разного масштаба: экспедиция, лагерь, выставка, спектакль и т.д. В практике одного из авторов наиболее крупным был российско-белорусский проект «Единение России и Беларуси в Слове…», посвящённый «Слову о полку Игореве». Самостоятельно пришлось писать сценарий образовательного спектакля с участием школьников и педагогов, ставить его на сцене и репетировать, с одной стороны, а, с другой стороны, координировать деятельность наших партнёров – различных управленческих, научных, методических структур Москвы и Минска. Другой международный педагогический проект – долгосрочный (6 лет) – Comenius-425 был посвящён 425-летию Я.А. Коменского. Он инициирован обычной школой, но удалось построить отношения партнёрства с Карловым университетом в Праге, Чешским посольством в Москве, наладить сотрудничество между российскими и чешскими школами. Все эти проекты возникли, как говорится, «снизу».
Какова сфера деятельности педагога-продюсера? Как следует из сказанного, это – педагогический проект различной сложности. Проект может выполняться педагогом самостоятельно и независимо, что и даёт ему полную свободу, сопряжённую, однако, с ответственностью за конечный результат.
Как придумать идею проекта? Непосредственным толчком, или поводом, служат повседневные профессиональные затруднения. Но к ним надо отнестись иначе – с точки зрения более высокого масштаба. Так, например, проект по «Слову о полку Игореве» начался с разговора о том, почему школьники не читают «Слово». С этим сталкиваются все педагоги, но, как правило, «проходят» это затруднение вместе с учениками. Мы решили не «пройти» мимо, а понять, как можно глубоко заинтересовать современного подростка древнерусским произведением литературы, сделать так, чтобы оно оставило след в сознании и сердце. Проект COMENIUS-425 родился из аналогичного затруднения – только уже в отношении педагогов: как их мотивировать к исследовательской деятельности? Оба проекта потребовали от их организаторов глубокого погружения в темы, т.е. в культуру и науку, чтобы содержание проекта отвечало высоким культурным запросам, не было тривиальным и обыденным. Поэтому можно утверждать, что по-настоящему оригинальные и свежие идеи для проектов питаются постоянной работой педагога над расширением собственного культурного кругозора.
Что такое проект? Проект – это научный способ мышления, а также способ оформления педагогической идеи и, собственно, само действие в соответствии с проведённым анализом. Понятие «проекта» хорошо известно и науке, и бизнесу и, несмотря на внешнюю разницу сфер деятельности, на самом деле, имеет единую методологическую структуру. Но, к сожалению, в массовой педагогической практике освоено слабо. Речь идёт об определении актуальности темы, формулировании проблемы, цели, задач и т.д., того, что часто называют обоснованием или научным аппаратом. Овладение этим аппаратом на уровне рабочего инструмента – обязательный элемент подготовки педагога-продюсера.
Какими смежными квалификациями, как минимум, необходимо нарастить собственно педагогическое – традиционное – знание для успешного выполнения педагогического проекта? Поскольку сфера деятельности педагога при выполнении сложного проекта выходит за рамки обычного учебного занятия или воспитательного мероприятия, то приходится фактически выполнять роль профессионального исследователя (при обосновании темы), писателя, драматурга, сценариста (при написании художественных и научно-художественных текстов), режиссёра и актёра (при постановке публичных акций), организатора (при согласовании действий всех участников), маркетолога и менеджера (при продвижении проекта), политика (если проект имеет политическое значение) и далее, как говорится, «по списку». Это – новые знания и новый опыт.
Таким образом, освоение педагогом новой профессиональной роли – если хотите, новой педагогической профессии – расширяет возможности для творческого роста и самореализации, пространство свободы и самостоятельности, что, на мой взгляд, не может не быть привлекательным свойством педагогической деятельности для молодёжи. Образовательной программе предстоит дальнейшая разработка и апробация, включая онлайн-форматы.
Однако, вряд ли это сделает «устаревшей» классическую литературу.
Библиография
1. Пимчев С. Земля и Небо Яна Коменского, или Comenius: новое содержание жизни. – М., 2012. – 47 с.
2. Пимчев С. Педагогическое путешествие в Прагу из Москвы. – М., 2012. – 47 с.
3. Пимчев С.П. Чайки. Исследовательская практика развития педагогической элиты в России в конце XX – начале XXI вв. – М.: 4Принт, 2018. – 330 с.
4. Пимчев С. 504 строчки… Пророчество древнерусского эпоса. Так начинались мы (Русь как инновационный центр Евразии). «Слово о полку Игореве» – 825 лет. Урок-слово. Педагогическое исследование. – М., 2012. – 56 с.
5. COMENIUS-420. Международный проект. Педагогическая повесть о «человеке с маленькой буквы», или Жизненный путь и жизненные стратегии человека как предмет педагогического исследования/ Науч. ред. Г.И. Михеева, С.П. Пимчев. – М., 2012. – 224 с.
6. COMENIUS-425. Международный проект. Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы», или Жизненная ситуация, случай, событие – «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы человека/ Науч. ред. Г.И. Михеева, С.П. Пимчев. – М., 2014. – 342 с.
Интернет-источники
2.1. Концепция Московского педагогического государственного университета// http://mpgu.su/novosti/kontseptsiya-razvitiya-mpgu-na-period-2017-2020-godyi-otvozrozhdeniya-k-sozidaniyu-novogo-oblika-pedagogicheskogo-brazovaniya/
2.2. Научно-педагогический портал Куна kunalab.ru
Похожие статьи:
Главшкола → Выбираем денежную и романтичную профессию
Новости → "Дальше. Выше. Быстрее"
Новости → Школьный вектор Силезского университета в Опаве
Главшкола → Я б в разведчики пошёл
Новости → Научите быть!