ГлавнаяСтатьи"От винта!". Педагогические экспедицииСовременная гимназия: педагогическая экспедиция….
Разделы статей

Современная гимназия: педагогическая экспедиция….

6 февраля 2015 - Сергей Пимчев
Современная гимназия:  педагогическая экспедиция….
                                                                                                                  Кондрашова Ксения Владимировна
кандидат педагогических наук,
учитель английского языка
гимназии № 1544 (Москва)
 











Современная гимназия: педагогическая экспедиция….
 
     Раннее февральское утро. Ещё совсем темно. Около здания нашей Гимназии уже  припаркован современный автобус.  Мы занимаем места. Скоро в путь.  Никто не опаздывает – ведь впереди нас ждёт путешествие, к которому мы готовились несколько последних месяцев.   И,  тем не менее, на  душе немного тревожно. Как все пройдет? Получится ли у нас  осуществить задуманное?
А задумали мы отправиться в педагогическую экспедицию! Почему мы так назвали нашу поездку? Попробую объяснить. Для наших учителей приоритетной задачей является развитие образовательной системы Гимназии, касающееся как её  форм, так и содержания. Развитие общества требует качественного образования, его соответствия новым системам общественных отношений и ценностям современного мира, формирования у школьников способностей к активному саморазвитию и самореализации. В поисках решений этих непростых задач мы постоянно вынуждены делать переоценку своих методов работы. А для этого, в первую очередь, необходимо развитие своего педагогического сознания, развитие самих себя, своих профессиональных установок.  Кто, как не учитель, поможет ученикам успешно адаптироваться в жизни? Так, в творческом общении, и родилась идея педагогической экспедиции. Она, на наш взгляд,  является средством, способным нам помочь в решении определённых исследовательских задач путём погружения в другую действительность. Эти несколько дней, проведённых в других условиях, должны помочь прояснить для себя вопросы, которые трудно, а подчас и невозможно,  решить, находясь на своём рабочем месте. Мы накапливаем опыт исследователя, чтобы потом передать его своим ученикам, помочь им самим превратиться в исследователей для последующего успешного проектирования ими своего жизненного пути.
В нашем случае, источником развития выступает интересный, инновационный опыт, его анализ и изучение. Средством такого анализа является соответствующая  программа исследования. Для нас это был круг конкретных вопросов, с которыми мы и отправились в педагогическую экспедицию, и в процессе которой мы искали данные и сведения именно по нашей программе исследования. Позже нам предстояло проанализировать полученные материалы с точки зрения этой программы,  систематизировать их и сформулировать идеи и предложения по развитию образовательной системы  нашей Гимназии.
 

Педагогический опыт, выбранный для нашего исследования, был представлен  православной гимназией Свято-Алексеевской пустыни  (г.  Переславль Ярославской области), Ростовской гимназией им. А.Л. Кекина  и гимназией при Ростовском Троице-Сергиевом Варницком монастыре. Перед экспедицией нами был сделан глубокий теоретический анализ публикаций и материалов сайтов, просмотрены фильмы, изучена история становления и развития этих гимназий. На семинарах мы горячо обсуждали этот материал, ведь каждый учитель имеет своё видение, свой взгляд, не всегда совпадающий с мнением коллег.  Были и «разночтения», но тем интереснее было нам приходить к более или менее общему знаменателю, тем интереснее было в итоге анализировать результаты, сравнивая их с нашими гипотезами и ожиданиями.
 

 
Нас очень радушно встречали во всех трёх гимназиях. Хотя мы находились с нашими коллегами в разных положениях с точки зрения научного аппарата исследования, они также проявляли неподдельно живой интерес к нашей Гимназии. Каждый наш учитель нашёл, узнал то, что было интересно именно ему, каждый имел возможность задать любой интересующий его вопрос. Мы общались с учителями, ребятами, участвовали в семинарах и в каждой гимназии смогли открыть что-то своё, отличительное, порой  еле  уловимое, но  особенное. К примеру, необычное оформление стен простыми, казалось бы, словами (а, может, наоборот – непростыми?) гимназии Свято-Алексеевской пустыни долгое время не отпускало от себя наших взглядов (стены гимназии были увешены мудрыми изречениями разных мыслителей). Некоторые учителя «застряли» в богатейшем музее бабочек,  горных пород  или в библиотеке. Другие увлеклись рассказами ребят об их учёбе. А кто-то просто сосредоточенно впитывал другой опыт. По крупицам собирали важный материал, стараясь не упустить ничего значимого, который помог нам впоследствии найти несколько интересных решений и предложений по работе нашей Гимназии. Также нам посчастливилось  совместить нашу работу с прекрасной экскурсионной программой, что добавило положительных эмоций и сделало экспедицию действительно запоминающейся.
 

Конечно, у нас не всё получилось. Мы не смогли посетить уроки, понаблюдать непосредственно учебный процесс, увидеть, свободны ли учащиеся на уроках, например, в своих высказываниях? В силу некоторых организационных моментов мы получили недостаточно информации о работе преподавателей иностранных языков в гимназии при Троицко-Сергиевом монастыре. Мы постараемся учесть все пожелания  при планировании нашей следующей экспедиции, а в том, что она состоится, теперь уже, конечно, никто не сомневается, и все её с нетерпением ждут. 

Но самое интересное и важное ждало нас уже в Москве. Это были жаркие дебаты,  разгоревшиеся ещё в автобусе, по дороге домой, и обмен впечатлениями. Мнения  были очень разными, но самое главное: никто не остался равнодушным,  и  желание проанализировать экспедицию было очень сильным, несмотря на усталость. Анализ опыта первой в истории нашей Гимназии педагогической экспедиции продолжился на кафедрах, а потом был обобщён на педагогическом совете. За основу анализа была взята модель анализа опыта и проектирования «Барабан», разработанная С.П. Пимчевым. Под чутким  руководством наших неутомимых и очень творческих исследователей Сергея Петровича и Галины Ивановны Михеевой эта модель позволила нам не просто проанализировать полученный опыт, а дать его точную интерпретацию с точки зрения нашей программы исследования, грамотно учесть те новые варианты, которые, естественно, подбросила  нам жизнь – ведь она гораздо  богаче,  чем мы предполагаем! –  и выдержать задуманное направление исследования. Конечно, это было не очень просто, по некоторым вопросам мнения коллег были прямо полярным, но, на наш взгляд, это лишь ещё  раз подчеркивает правильность выбора объектов нашего исследования и делает наши дискуссии интереснее и живее. А самое главное, помогает нам понять одну очень важную вещь – как сделать так, чтобы ученик не потерялся в реалиях нашей неоднозначной жизни. Как помочь ему научиться выстраивать правильную стратегию, научиться анализировать, обогатить его собственный исследовательский опыт, а если его ещё пока нет – помочь начать приобретать его.    
Мы очень надеемся, что наш первый опыт положит начало доброй традиции. И мы, учителя Гимназии № 1544, весь наш дружный коллектив, хотим поблагодарить Наталию Фёдоровну Коробову, нашего любимого директора, за то, что она сразу поддержала этот инновационный проект-инициативу и первая педагогическая экспедиция состоялась.
Развитие собственного профессионализма должно быть предметом постоянного анализа. Как же сделать это наиболее продуктивно? Совершив эту педагогическую экспедицию, претворив  в жизнь новый педагогический опыт, мы нашли её прекрасной формой для развития самих себя как профессионалов, для изменения или, наоборот, укрепления, собственных взглядов на гимназическое образование. 
Присоединяйтесь!

Февраль 2010 г.

Похожие статьи:

Не стать манкуртами. Люди помнят"Битлы" русской провинции

НовостиМой друг - музей

"От винта!". Педагогические экспедицииСергиев Посад и Гжель: брат и сестра

Вольному - воля. Воспитание в обществе и школеКогда опускаются руки...

НовостиСеминар в Гжели по теме педагогических экспедиций

Комментарии (1)
nezabudka # 22 февраля 2015 в 04:31 0
Оригинальный подход к повышению квалификации педагогов! Такая поездка сплачивает людей, особенно если они объединены какой-то общей творческой задачей. Как говорится, сочетается приятное и полезное.
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+333
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.