Пимчев С.П.
Осовские педагогические чтения 2013 -
модель интеграции педагогической и научной деятельности.
На основе человеческих отношений
- При каком царе Россия присоединила больше всего земель?
- При Николае II?
- Нет.
- При Александре I?
- Ты не гадай, вспоминай историю. Кто у вас лекции читает?...
Передовица в номере "Учительской газеты" от 9 мая 1940 г. в музее института
Я улыбнулся про себя. Только позавчера вечером в поезде Москва-Саранск с Ольгой Юрьевной Дубовой, учителем русского языка и литературы гимназии № 1544, мы обсуждали тему смены школьных уборщиц на работников клиринговых компаний. Каждый, кто учился в советской школе, вспомнит свою "тётю Машу", проводившую воспитательную работу на вверенном участке результативнее иных классных руководителей, а некоторым заменявшую сердечным отношением дефицит родительского тепла. Сейчас, завтракая в столовой Мордовского педагогического института им. М.Е. Евсевьева, куда (не в столовую, а в институт, разумеется) мы с командой учителей приехали на ежегодные Осовские педагогические чтения, став невольным свидетелем диалога уборщицы и студента, я вспомнил наш дорожный разговор.
Экскурсия по музею института
Почти десять лет я регулярно приезжаю в Саранск. Облик города, особенно центральной части, менялся на глазах. На окраинах - широкие и ровные, обжитые улицы с аккуратными деревянными домами и глухими заборами воссоздают романтический образ российской провинции. Центр имеет современный европейский облик. Саранск, основанный в середине XVII в., в федеральном конкурсе 2011 г. на звание самого благоустроенного города России среди региональных центров и столиц занял первое место. Городское население составляет более 300 тыс. человек (триста лет назад было около 4 тыс.) при общей численности жителей Мордовии около 1 млн. В Саранск влюбляешься не только за внешнюю красоту, но за его древнюю историю, уходящую в мифологическую глубину. Город расположен в устье реки Саранка. Название имеет корень "САР", который является, очевидно, производным от "АР". Поскольку названия рек и вообще гидронимы считаются специалистами самыми устойчивыми "следами" истории, благодаря им можно проникнуть к самым её истокам. Собственно говоря, "АР" в слове "арык" именно это и означает: источник воды. Арии - самоназвание одного из древнейших народов большой индоевропейской языковой семьи. Скорее всего, они дали название небольшой реке, которая сохранила для потомков память о них. Великий мордвин Никон стоял у истоков русского Раскола. Город служил опорным пунктом Разина, здесь хлебом-солью встречали Пугачёва. В 1,5 часах езды, в Болдино, звёздной осенью Пушкин создавал "Повести Белкина" и волшебные сказки. Фундаментальный храм возвышается в память адмирала Ушакова. Учёный-энциклопедист Евсевьев приобщал эрзянский и мокшанский народы к ценностям Просвещения. Скульптор с мировой известностью Эрзя выразительными образами представил мятущуюся двойственную природу человека: прометеевский героизм, творческий порыв - и цепкость таинственного бессознательного, природного инстинкта. Выдающийся мыслитель ХХ в. Бахтин заведовал здесь кафедрой литературы. А мы являемся участниками становления и развития новой интеллектуальной и духовной традиции - педагогических Чтений в память доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, заведующего кафедрой педагогики педагогического института Ефима Григорьевича Осовского. Он создал научно-педагогическую школу, ученики продолжают его дело.
Проректор по науке Татьяна Ивановна Шукшина
Начало положено Т.И. Шукшиной, заведующей кафедрой педагогики, проректором по науке, почти десять лет назад. Было трудное. Но древо знания под названием Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения" росло и развивалось.
Ректор Василий Васильевич Кадакин
А приход в институт ректором В.В. Кадакина с его огромным опытом государственной работы придал новое дыхание и самому институту, и Чтениям. Осовские чтения 2013 года (Саранск, 28-29 ноября) - это, на мой взгляд, современная модель интеграции науки, высшей и средней школы. На основе человеческих отношений. Я не буду подробно описывать повестку дня Чтений - она представлена на сайте института. Остановлюсь на характерных особенностях, которые, с моей точки зрения, в совокупности делают их инновационным педагогическим проектом современной России.
Компактное и динамичное пленарное заседание. Оно позволяет вычленить и представить актуальные проблемы и в то же время не утомить слушателей. Разнообразие тематики секционной работы даёт возможность любому автору предложить свою тему.
Существенное увеличение деятельностных форм общения и взаимодействия участников конференции, в том числе игровых: квест, дискуссионные площадки, педагогические мастерские, мастер-классы, открытые уроки, студенческий форум, клубы и др. По человечески открытым и откровенным, на мой взгляд, получился разговор на педагогическом клубе "100 вопросов учителю" (руководитель В.Е. Дерюга), где "героем дня" предложили стать мне. 200 человек умножить на 1 час равно 200 часов социального времени: я очень надеюсь, что для всех участников оно не стало напрасно проведённым и мы вместе разобрались в чём-то важном. Во всяком случае, я говорю "Спасибо!" студентам за умные и глубокие вопросы, к которым возвращаюсь и сейчас, думая, достаточно ли точно выразил свои мысли и чувства.
Мы приехали на конференцию педагогической командой, каждый участник которой привёз показать на авторском открытом уроке или мастер-классе саранским учителям и студентам свой метод работы. Наши педагоги - из "высшей педагогической лиги", я обязательно хотя бы кратко хочу их представить. Я уже назвал О.Ю. Дубовую, которая продемонстрировала применение собственных электронных таблиц по русскому языку, значительно систематизирующих процесс освоения языковых норм и правил. Г.И. Михеева, заместитель директора, учитель русского языка и литературы школы № 1435, сделала предметом анализа само понятие "авторского урока" как точку творческого роста учителя и безграничной карьеры "по-горизонтали". Н.А. Войцеховская, учитель русского языка и литературы школы № 1944, продемонстрировала оригинальный метод работы с текстом по очень сокровенной и нужной для разговора, обсуждения теме любви. Л.Н. Есман, заместитель директора, учитель начальных классов Речицкой средней школы (Гжель, Подмосковье), показала способ раз [Подпись: Авторский урок Н.А. Войцеховской] вития нестандартного мышления у школьников, преодоления стереотипов мышления. Е.А. Евтеева, учитель биологии Речицкой школы, показала, как можно связать стандартный программный материал с действительно серьёзной жизненной проблемой, которая волнует юношей и девушек как будущих супругов. Н.В. Гребенникова, директор Речицкой школы, поделилась опытом становления школы как социального института на примере региона народного художественного промысла, не механического "потребителя" благ и ресурсов, а субъекта общественного развития. На педагогическом клубе студенты спросили меня, счастливы ли мои коллеги? Я хочу обратиться за помощью к читателю и к своим коллегам: если учитель состоялся как высокий профессионал и получил общественное признание, если ему работать сложно, но очень интересно - это много или мало для обычного, личного, человеческого счастья?
"Ну, - скажет уважаемый читатель, - пошла писать губерния!". Отвечу. Вы слышали выражение "Точность - вежливость королей"? А выражение "Вежливость - точность королей" наверняка не слышали, потому что впервые сформулировано. Мне кажется, главного, чего нам сейчас в России не хватает, это взаимной вежливости. Если чиновник будет вежлив с учителем, то сможет реализовать любое решение. Нахрапистое жлобство встретит только сопротивление. Умный менеджмент опирается на человеческие отношения, всячески поощряет уважение к личным достижениям, их высокую публичную оценку. Организаторы конференции создали вокруг нас именно такую атмосферу, и мы, как могли, старались не обмануть их доверия. Управленческие технологии идут вслед за человеческими отношениями, основываются на них, помогают полнее раскрыться.
Усадьба в Болдино Успенская церковь - ровесница Пушкина Мостик в парке
Широкая культурная программа - обычный принцип для научных конференций. Для нас становится традицией обязательно ездить в Болдино, к Пушкину. Знакомая с детства "Болдинская осень" оживает пушкинскими образами, становится частью наших... человеческих отношений. "А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?" - может поиронизировать уважаемый читатель. И замахнёмся. В Болдино с Пушкиным случилось творческое чудо. И с нами на гостеприимной мордовской земле тоже случилось, пусть маленькое, но чудо. Кстати говоря, Российская империя была построена на основе доброты. Именно пушкинский гений раскрыл этот секрет:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Я уверен, что если мы сделаем Доброту и Вежливость нашей национальной идеологией и принципом жизни, они станут мировым магнитом, и все "майданы" в мире будут иметь только одну повестку дня. Догадаетесь, какую?
Раскрытие талантов - ещё одна черта конференции, которая переросла свой формат и стала своего рода педагогической Панорамой-Фестивалем. Этот тезис я бы выдвинул в качестве главного. Организаторы помогали раскрываться нам. Но и мы открывали. Вообще говоря, в России не мудрено открыть талант, это можно сделать в любой, даже самой заброшенной, деревне. Только при одном условии: если вам это интересно, важно, вы на это "заточены". Пусть другие проходят мимо, а вы - не пройдите, обратите внимание! Нет возможности в рамках короткой статьи рассказать больше и дополнительно спросить участников нашей команды. Скажу только о двух собственных открытиях. Оба человека - преподаватели кафедры педагогики. Владимир Иванович Лаптун со своими коллегами создал документальные фильмы: о М.М. Бахтине и Е.Г. Осовском. Фильмы созданы в "короткометражном" формате и удобны для применения в образовательном процессе с учителями, студентами, школьниками, родителями. Вардан Евгеньевич Дерюга - поэт, бард. Я приведу его короткое проникновенное стихотворение. В нём выражена понятная многим тревога. Если бы мне предоставили возможность выступить с новогодним обращением к народу, я бы прочёл эти стихи:
Мне страшно за судьбы детей.
Их мир, полный снов и мечтаний,
Безудержных светлых желаний,
Растопчет мир взрослых людей.
Как подло, что их естества
Не взяв, мы предложим за детство
Искусственное совершенство.
А годы накроет листва.
Настанет когда-нибудь срок,
И мы осознаем с оглядкой,
Что детство совсем не порок,
А главная в мире загадка.
Кстати говоря, стихи и песни Вардана Евгеньевича тоже "удобны" для образовательного процесса и по форме, и по тематике. А в формат педагогической конференции можно ввести новые номинации - для любого желающего: педагогическое кино и педагогическая поэзия. Уверен, там будет аншлаг. И ещё я не рассказал о художниках...
... Я продолжал поглощать свой завтрак, наблюдая, как уборщица, протирая столы, приблизилась ко мне.
- И при ком же Россия всё-таки больше всего увеличила свои земли? - поинтересовался у неё.
- При Екатерине II.
- А не при Иване Грозном?
- При Иване Грозном тоже, но там, в Сибири, почти ничейная земля была, а Екатерине пришлось повоевать. Вот, и помощники у неё были, Потёмкин и Орлов... - продолжила она рассказ, переходя на вопросы воспитания:
- Надо ребятишкам рассказывать. Не приучены они к порядку. Вот, поедят, а стулья не задвигают за собой.
Я, соглашаясь, кивнул, поблагодарил за разговор, поднялся из-за стола. Задвинул стул на место.
Похожие статьи:
Новости → Научно-практическая конференция "Школа науки Менделеева" в 2013 г.
Новости → Осовские педагогические чтения 2015
Новости → Конференция по проблеме интеграционных процессов в образовательном комплексе
Новости → Участие в Осовских чтениях в Саранске
Новости → Научно-практическая конференция "Школа науки Менделеева" в 2012 г