ГлавнаяСтатьиГлавшколаНет проблемы - нет анализа
Разделы статей

Нет проблемы - нет анализа

26 июня 2015 - Сергей Пимчев
Нет проблемы - нет анализа
За два дня до Нового года меня пригласили на педагогический совет большого московского образовательного комплекса. Как вы думаете, о чём могла идти речь на педагогическом совете, который происходит ровно посередине учебного года? Вопрос риторический. Я ожидал именно этого. Тем более, что проблем у образовательных комплексов — море, актовый зал заполнен — несколько сот педагогов. Сообщения: директора и его заместителей. Однако, меня ждало… открытие. Ни одного имени, ни одной цифры. Ни одной проблемы. Сплошь нравоучения о том, что такое хорошо и как должно быть хорошо. Открытие заключалось в том, что такого я не видел никогда. Нет анализа совершенно. Девственная чистота понятия о нём.
А нет анализа, значит, нет целенаправленной деятельности, поскольку схему деятельности (человека или организации) можно представить в виде трёхчленки: анализ I (проектирование) — деятельность — анализ II (нового, приобретённого, опыта). Что такое анализ?
Наиболее близкими по смыслу понятиями, на мой взгляд, являются: осмысление, исследование, изучение. Его основное содержание: выяснение препятствий, трудностей для деятельности путём наблюдения, определение на этой основе их источника, причины — т.е. проблемы деятельности; оттталкиваясь от понимания проблемы — определение цели и вытекающих из неё задач, планирование конкретных шагов, прогнозирование ожидаемых результатов. Аналитический материал (доклад, статья, любой аналитический текст) может иметь различный объём, форму и т.п., но названные вопросы так или иначе находятся в его центре.
С анализом всегда непросто, поскольку ему надо специально учиться, но в последние годы аналитический уровень педагогических советов, научно-практических конференций в школах (сужу по Москве) падает. Возможно, моё мнение субъективно. Но если оно адекватное, то незримо падает реальное качество образования, поскольку стержневым содержанием педагогической деятельности выступает развитие у школьников осмысленного отношения к себе, явлениям, отношениям, предметам окружающего материального и социального мира.
В наиболее "чистом" виде анализ присутствует в профессиональной исследовательской деятельности. Чтобы овладеть секретами анализа, педагогу не обязательно защищать диссертацию, но освоить азы исследовательской деятельности в авторитетной научной школе будет очень полезно и целесообразно.
Получив в результате общения с научной школой или её представителем (например, в лице научного руководителя в школе) соответствующий новый профессиональный опыт, понимание, знания, умения, навыки, педагог может в адаптивной форме перенести его в организацию проектной деятельности школьников.
Обращу внимание, что анализ из Большой науки в педагогическую среду необходимо переносить в адаптивных формах, которые. в свою очередь, должны также претерпеть адаптацию при переносе в учебный процесс школы. Прямой механический перенос просто вреден, поскольку ведёт к профанации.
Ключевым понятием анализа является проблема. Нет проблемы — нет исследования и анализа.
Что такое проблема и как она формулируется? Что такое цель и как она формулируется? Что представляют собой другие методологические понятия исследования-анализа? Это может стать предметом специального обучения педагогов.

Похожие статьи:

ГлавшколаСтратегическая игра. Как увидеть наглядно?

ГлавшколаАналитический тренинг: определение реперных точек

Авторский урок "haute couture"Урок как форма педагогического авторства

Родительский кров. ВоспитаниеВы собрались в путешествие

Родительский кров. ВоспитаниеЛесная педагогика. Сбор грибов.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.