Никуда от этого в данный момент не деться. Есть школы государственные. Есть школы, где обучение стоит 1,5 миллиона рублей в год. И лично у меня имеется вопрос: насколько сильно разнится между ними качество образовательного процесса? И если я учусь — или учу — в государственной школе в деревне, то всё — я уже обречён на отставание изначально?
Совсем не уверен. Уверен даже в обратном. И даже доводов у меня не один, а несколько, причём принципиального свойства. Тема для отдельного разговора, сейчас рассмотрю её только на одном примере.
«На Бородинском поле мне довелось побывать трижды. Первый раз в 1936 году, вскоре после того, как нас снова начали учить истории.
Первым делом историк повёз нас в Бородино. Поездом – до Можайска, дальше пешком. Ночевали в лесу, долго сидели у костра, историк просвещал нас, а мы читали стихи; с рассветом поднялись и пошли навстречу «французам» – старшеклассникам, которые приехали вместе с нами, но отправились в Бородино другой, более длинной дорогой. Встретиться мы должны на кургане Раевского. Победителем в игре будет тот, кто придёт туда первым…
Наш класс проиграл. Пока мы рассуждали об истории, «французы» двигались. Их вёл преподаватель военного дела, быстро и уверенно, они опередили нас. Потом мы вместе бродили по пустынному полю, от памятника к памятнику: всё заросло травой, частью покосилось, обвалилось. Музей не работал. Кроме нас в округе никого не было».
Этот пример из своей жизни привёл известный наш философ Арсений Гулыга (Искусство истории.- М.: Современник, 1980. – С. 37). Напомню, что до 1936 г. преподавание истории в школе было отменено.
Любой педагог согласится, как минимум, с двумя тезисами:
1. Приведённая форма педагогической работы (назовём её просто пока "образовательной игрой") в педагогическом отношении на порядок эффективнее обычной — пусть замечательной, — но обычной экскурсии.
2. Для организации такой "образовательной игры" требуется минимум материальных затрат.
Мне представляется, что проведение такой "образовательной игры" в богатой школе почти невозможно. А в "простой" — всё зависит от нас.
Значит, есть у нас конкурентные преимущества? И не всё зависит от денег?
Похожие статьи:
Главшкола → Грамотная интересная экскурсия. Как подготовить
Главшкола → Гений места - Чернь. Фильм-экскурсия
В классе у Мастера → Что такое хорошая экскурсия? Как выглядит?
Новости → Покажем Вам Москву, Александр Яковлевич!
Главшкола → С видеокамерой - в люди