В моменты исторических кризисов и катостроф нация обращается с вопросами к истории. Почему так произошло? В чём причины? Как исправить? К истории — это значит к историкам. Так произошло в СССР-России в 90-е годы. Кстати, сейчас американцы начнут усиленно штудировать свою историю и "открывать" в ней неизвестные страницы. Вернёмся к России. Крупные советские историки не остались в стороне от острых общественных проблем и стали их анализировать на широком историческом материале, опираясь на свои уникальные знания и высочайший профессионализм. К сожалению, СМИ замусорили информационное пространство всякого рода самозванцами и дилетантами — крикунами и скандалистами. Профессионалы остались в тени. К одному из таких профессионалов обратимся.
Василий Иванович Кузищин — выдающийся исследователь Древнего Рима. Почему Древний Рим и какова связь с Россией? Простая. Россия — империя, как и Рим. Некоторые публицисты сейчас обращаются к опыту Дрревнего Рима, чтобы в современной истории обнаружить схожие признаки и черты и тем самым определить, что же типичного с нами происходит и на каком этапе.
Кроме того, Россия приступила к строительству (восстановлению) империи. Потому что у неё не остаётся выбора. Как не совершить ошибок?
Сборник статей В.И. Кузищина называется "Исследования в области экономической истории античности). Полностью статью, а также сборник статей (для учителей истории и школьников) можно скачать, например, здесь:
https://vk.com/doc12780981_562278905?hash=9fc52eaaf8c6bb94ab
Василий Иванович Кузищин. Почему и как создаются и распадаются великие империи?
Отрывок
Конечно, процесс создания огромного римского государства проходил не гладко, а преодолевая многочисленные препятствия. Перед структурообразующей народностью — римским народом (populus Romanus) — и его правящей элитой вставали колоссальные трудности. Много раз римская государственность стояла на грани полного развала, а самому Риму грозило полное уничтожение. В начале V в. до н. э. этрусский царь Порсена захватил Рим и лишь чудо спасло город от полного уничтожения. Ганнибал после битвы при Каннах вполне реально угрожал уничтожить и римско-италийский союз и сам Рим. В конце I в. до н. э. римская держава после кровопролитных гражданских войн, унесших чуть ли не половину римских граждан, стояла на грани полного развала и превращения Рима в третьеразрядное государство. Примеры можно продолжить.
Однако римский народ и его правящая элита в самые критические периоды находила эффективные, часто остроумные и парадоксальные меры, которые приводили к решению возникающих трудностей, и не только к возрождению, но и к укреплению могущества великой державы. В двух словах эти меры состояли в следующем. Римская правящая элита в критические периоды своей истории преодолевала свои корпоративные партийные интересы и сплачивалась в единую структуру, преследующую общегосударственные интересы, отбрасывая часто устаревшие традиционные приоритеты. Так, римская элита сумела полностью инкорпорировать в состав римского народа весь плебс на раннем этапе (IV в. до н. э.), всех италийцев в I в. до н. э., всех провинциалов (II — начало III вв. н. э.), преодолев жесточайшее сопротивление сторонников патрицианской верхушки, римской знати или италийской аристократии. Иначе говоря, правящая элита целенаправленно и твердо формировала структурообразующую народность империи, состоящую из большинства этнических конгломератов. В сущности говоря, римский народ II–III вв. был интересным и новым историческим образованием, созданным из многих этнических групп, в котором был в значительной степени нейтрализован вирус этнической исключительности, всегда составляющий основу национального и культурного сепаратизма.
С 212 г. все население необъятной империи получило полные права римского гражданства и стало римским народом (populus Romanus). В I в. н. э. римский сенат стал комплектоваться из всех италиков, а во II в. — из провинциальной аристократии. Начиная с Траяна (начало II в.) практически все римские императоры были провинциального происхождения. Римский народ и его элита постоянно пополнялись за счет лучших представителей сначала италийского, затем провинциального, а на закате Империи — варварского происхождения, т.е. происходило пополнение и обновление правящей элиты. Новые полноправные римляне, новые члены правящей элиты, как правило, с бóльшей энергией и бóльшим искусством защищали государственные интересы Империи, высокие ценности римской культуры, чем вырождающиеся представители древнейшей римской аристократии.
Ко II в., когда в Риме начал править первый император из провинциалов Траян (он был из Испании), оказавшийся одним из самых прославленных полководцев, Римское Средиземноморское государство вступило в эпоху своего максимального расцвета, получившего название «золотого века» Римской империи, римской государственности и римской культуры.
Римская Средиземноморская империя в I–II вв. представляла собой уникальное явление древней (да и не только древней) истории. В первый и в последний раз в мировой истории огромный средиземноморский регион, а также большая часть современной Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы были объединены в рамках единого государства. В настоящее время на территории Римской империи находится около 40 различных государств. Общее население Империи по разным оценкам достигало от 60 до 100 млн. человек из 200–250 млн. человек, населявших нашу планету в I–II вв. Располагая колоссальными ресурсами средиземноморского региона, римляне создали процветающую экономическую систему. По предположениям целого ряда специалистов (Ж. Тутен, М. И. Ростовцев, Л. Омо и др.) в римскую эпоху Средиземноморье пользовалось благосостоянием, которого его народы не имели ни в прошлом, ни в будущем.
На территории Империи насчитывалось до 2000 городов разного типа, очень многие из которых были крупными производственными центрами, благоустроенными и комфортабельными городами с великолепными храмами, дворцами, амфитеатрами, театральными зданиями, цирками, библиотеками. Большая часть современных крупных европейских городов восходят к этому времени.
В громадной многонаселенной империи было налажено четкое эффективное управление, сочетающее авторитарную центральную власть императоров, гибкое провинциальное звено и широкое местное самоуправление. Мощная, лучшая в древности легионная армия обеспечивала безопасность растянутых границ. Удачной в целом была социальная политика империи: были решены застарелые и сложные проблемы аграрных отношений. Широкое распространение прав римского гражданства среди провинциалов, разработка и внедрение норм римского права, активное включение провинциальной аристократии в состав римского сената, имперскую и провинциальную бюрократию, римскую армию обеспечили в целом спокойную социальную обстановку, снизили степень социальной напряженности.
В целом удалось снять с повестки дня и острейший рабский вопрос, вызывающий в период Поздней Республики грандиозные рабские восстания (восстания рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака). Широкое распространение отпуска на волю рабов, правовые меры против жестокого отношения с рабами, более активное вовлечение рабов в экономическую жизнь позволили ликвидировать угрозу разрушительных рабских восстаний.
Особенно впечатляющими стали достижения в области культуры. Римлянам удалось объединить достижения многих составляющих империю народов: греков, египтян, кельтов, сирийцев и многих других, и создать из многих национальных культур новую синкретическую средиземноморскую культуру, которую многие этносы стали считать также своей. Неудивительно, что, например, испанцы Сенека или Марциал, стали один выдающимся имперским философом, а другой поэтом. Выходец из сирийского города Самосаты Лукиан стал выдающимся имперским писателем, писавшим на латинском языке лучше, чем коренные жители Рима, а житель захолустной африканской Мадары Апулей стал автором одного из лучших романов, написанных на латинском языке.
В целом уровень экономического, социального и политического развития, культурного процветания, цивилизованного образа жизни был такой, что для большинства народностей, этносов, племенных объединений, жить в Империи, быть приобщенным к образу жизни римского подданного было желанным, выгодным и почетным. Неудивительно, что Римская империя существовала как прочное государственное образование, как средиземноморская цивилизация в течение очень продолжительного срока.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Рим - в главной роли
Cui prodest? Педагогическая политология → Такое бывает в России раз в 200 лет. Примерно
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Мы где?" - "В России"
Cui prodest? Педагогическая политология → Национальная идеология России
Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную тему → Жители посёлка Пуговицы Малые требуют запретить Гоголя