Коллеги, причём не только педагоги, меня спрашивают: "Вот, мол, товарищ Калина отправлен в отставку. Изменится ли что-то в системе образования Москвы?".
Давайте поразмышляем вместе.
1. Г-н Калина в отставку не отправлен. Он переведён на работу советником мэра Москвы. Следовательно, нити управления образованием в определённой мере остаются у него в руках. Например, г-н Фурсенко — уже давно не министр образования, а "всего лишь" помощник президента по вопросам образования, однако, его влияние ключевое, даже если предлагаются откровенные глупости. Впрочем, многое кажется глупостью на первый поверхностный взгляд. В случае г-на Калины его конкретный функционал определит г-н Собянин. Тогда мы поймём, была ли "отставка" почётной или это обыкновенная "перемена декораций" при сохранении прежнего порядка вещей.
2. Преемник г-на Калины на посту Департамента образования и науки заявил, что образовательный курс в Москве давно уже определён задачами мэра, поэтому ничего нового не ожидается. Лично у меня большой вопрос, мэр ли ставил задачи, во всяком случае, он эти задачи подписал. Они не меняются. Преемник будет им следовать.
3. И всё-таки перемены — неизбежны. Причём существенные. Г-н Калина установил фактическую диктатуру в своём ведомстве. Главный принцип управления школами: страх увольнения директора и учителя. Унижение всегда вызывает ненависть. Значит, делает систему крайне неустойчивой. Когда у того, кто стращает, уже не остаётся сил стращать как следует, такая система разбалансируется практически на глазах. Я не стану отрицать, что г-н Калина выстроил систему управления. Основной дефект этой системы — субъективизм её создателя. Г-н Калина никому ничего не доказывал и не обосновывал при принятии ключевых решений. Да, имело место участие Высшей школы экономики. Кто больше повлиял на кого — в этом разберутся историки или другие люди. Меня в данный момент не эта тема интересует. Ещё раз. Я исхожу из принципа, что жёсткая социальная система при внешней стабильности, на самом деле, крайне неустойчива. Пределы её "раскачивания" рискованно малы. Г-н Калина либо этого не знал, либо по-другому не умел управлять. Модель "модернизации" образования в Москве "по Калине" начнёт постепенно сдуваться, и какой она примет вид в относительно устойчивом состоянии, посмотрим. Низы жить по-старому не хотят, а верхи управлять по-новому — не умеют. Это Ленин сказал. А он своё дело знал. Ситуация такая.
Чтобы данная модель не сыпанулась с треском, не выдержав напряжения, желательно бы новому руководителю Департамента осознать, что нужно специально проанализировать, какие элементы работают, а какие поддерживаются исключительно страхом. Взять листочек чистой бумаги, разделить на два столбика и записать. А потом подумать, от чего и как деликатно освободиться, чтобы не было треска и чтобы перестать раздражать людей. Это было бы разумно даже ради самосохранения. Но опять же наблюдение: жёсткие социальные системы плохо реагируют на внешние сигналы и внутренние напряжения. Поэтому есть сомнение в том, что такой анализ будет проведён.
Ждём жареного петуха?
Похожие статьи:
Новости → Участие в "Академии урока" в Минске
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Новости → Участие в III Минском молодёжном педагогическом фестивале
Новости → Участие в Осовских чтениях в Саранске
Новости → Расстрел на улице Пушкинской