Анархиста у нас представляют в виде пана Папандопулы из кинофильма "Свадьба в Малиновке". Гуляй, рванина, от рубля и выше, как говорится. Однако, давайте вникнем в проблему поглубже. Для примера возьмём тему налогов.
Тем более, на днях отметили 30-летний юбилей налоговой службы России. Действующий премьер Михаил Мишустин — главный создатель современной налоговой системы в стране. Хороший и грамотный человек. 150 тысяч сотрудников налоговой службы — прекрасные люди и профессионалы. Из налогов обеспечивается содержание армии и полиции — без них будет "анархия". Из налогов обеспечивается работа врачей и учителей — без них будет "анархия". Инфраструктура (например, дороги, административные здания) содержится за счёт налогов — без них будет "анархия". А как содержать госслужащих без налогов? Будет "анархия". Однако...
Однако, дело не в этом.
Дело в том, что систематически выявляются коррупционеры, которые украли у армии и полиции, учителей и врачей, а также госслужащих сотни миллионов и миллиарды — из числа собранных налогов.
Затратные инфраструктурные проекты. Выполнены законно, но их стоимость в 3-4 раза превышает себестоимость. Назвать?
Ненужные обществу и государству проекты, которые созданы и финансируются из бюджета под интересы конкретных лиц или групп. Только что премьер М. Мишустин начал административную реформу, в ходе которой "оптимизировал" ряд так называемых "институтов развития". Работа последних признана неэффективной. И на этом всё?
При этом у власти на протяжении четверти века находятся одни и те же группы, а то и те же самые лица. Как же они "оптимизируют" сами себя?
Высокопоставленный, какой только может быть, чиновник является главным персонажем дела о коррупции. И после непродолжительной "паузы" вновь занимает ключевой пост.
Госслужащий рьяно продвигает личный бизнес-интерес. Знают об этом — все. Но никто не даст ему по ушам.
Про имитацию выгодных тендеров на госзакупки не слышал только глухой.
А с телеэкранов уже открыто говорят о… подготовке к войне. Без сильного и эффективного государства нам там делать нечего. Как нечего делать в технологической конкуренции, в борьбе за научное и образовательное первенство, в деле культурного лидерства.
Таким образом, государство, сильное и эффективное, — необходимо. Государство — которому граждане доверяют, следовательно, поддерживают. Не один единственный человек в этом государстве должен вызывать к себе доверие, а государственная система в целом, свободная от эгоизма групп влияния. Насколько это возможно?
Нужно не только прозрачно собирать налоги, но и прозрачно расходовать их.
Думаю, что именно это, прежде всего, имел в виду один из теоретиков анархизма как политического учения Пётр Кропоткин.
Пётр Алексеевич Кропоткин. Современная наука и анархия (1912)
Глава IV. Современное государство (отрывок)
Если государство при помощи воинской повинности, народного образования, которым оно управляет в интересах богатых классов, при помощи церкви и тысячи своих чиновников обладает, уже колоссальной властью над своими подданными, то эта власть еще усиливается при помощи налогов.
Безвредный вначале, даже может быть благословляемый самими плательщиками, когда он заменил принудительные работы, налог становится ныне все более и более тяжелым бременем. Теперь налог — могучее орудие, обладающее тем большей силой, что он скрывается под тысячью форм и что правители сознают его силу и способность управлять всею экономической и политической жизнью общества в интересах правящих и богатых классов. Ибо те, кто стоят у власти, пользуются теперь налогами не только затем, чтобы получать свои жалованья, но в особенности затем, чтобы создавать и разрушать состояния, накоплять громадные богатства в руках немногих привилегированных, чтобы создавать монополии, разорять народ и порабощать его богатым; и все это происходит так, что плательщики и не догадываются даже о той власти, которую они дали в руки своему правительству.
— Но что же может быть более справедливо, чем налог, — скажут нам, конечно, защитники государства.
— Вот, например, — скажут нам, — мост, построенный жителями такой-то общины. Река, вздувшаяся от дождей, готова унести этот мост, если его сейчас же не перестроят. Разве не естественно и не справедливо призвать всех жителей общины к работам по перестройке моста? А так как у большинства жителей есть свои дела, то разве не разумно заменить личную работу каждого, то есть неопытный, вынужденный труд, налогом, который позволит призвать рабочих и инженеров-специалистов?
Или вот ручей, который в половодье становится непереходимым. Почему жители соседних общин не возьмутся за постройку моста через него? Почему им не заплатить по столько-то с головы вместо того, чтобы приходить самим и работать лопатами для исправления канавы или для мощения дороги? Или — зачем строить самим хлебный магазин, куда каждый житель должен будет сложить по столько-то хлеба в год на случай недорода, когда вместо этого можно предоставите) государству заботиться о прокормлении во время голода, платя ему за то небольшой налог?
Все это кажется столь естественным, справедливым и разумным, что самый упрямый индивидуалист не имеет ничего возразить против этого — при том условии, конечно, что известное равенство условий существует в общине.
И, приводя все больше и больше подобных примеров, экономисты и защитники государства вообще спешат сделать заключение, что налог справедлив, желателен со всех точек зрения и… «Да здравствует налог!»
И все-таки все эти рассуждения ложны и неверны. Ибо если некоторые общинные налоги действительно ведут свое происхождение из общинного труда, произведенного сообща, то вообще налог или, скорее, многочисленные и громадные налоги, которые мы платим государству, имеют своим источником совсем другое происхождение, а именно завоевание.
Восточные монархии и позднее императорский Рим налагали принудительные работы именно на завоеванные народы. Римский гражданин был освобожден от этой обязанности и перелагал ее на народы, подчиненные его владычеству. И вплоть до Великой Революции (а отчасти и до наших дней) предполагаемые потомки расы завоевателей (римской, германской, нормандской), то есть «так называемые благородные дворяне», были избавлены от налогов. Мужики, черная кость, завоеванные белою костью, фигурировали одни на месте тех, кто подлежит принудительному труду и обложению налогами. Во Франции земли благородных или «тех, кто был возведен в благородное состояние», не платили ничего до 1789 года. И до сих пор самые богатые землевладельцы в Англии не платят почти ничего за свои громадные владения и оставляют их необработанными в ожидании того, когда их стоимость удвоится вследствие недостатка земли.
Не из общинного труда, произведенного с свободного общего согласия, а именно из завоевания, из крепостного права происходят налоги, которые мы платим теперь государству. Действительно, когда государство заставляло подданных производить принудительные работы в шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках, то дело шло вовсе не о тех работах, которые села и деревни предпринимали на основании свободного соглашения своих жителей. Общинные работы продолжали производиться жителями общин. Но рядом с этими работами, кроме них, сотни тысяч крестьян приводились под военным конвоем из отдаленных сел для постройки национальной дороги или крепости, для перевозки провизии, необходимой для питания армии, для следования на своих голодных лошадях за богатыми, отправлявшимися для завоевания новых замков. Другие работали в рудниках и на фабриках государства; третьи, подгоняемые хлыстами управляющих, должны были повиноваться преступным фантазиям своих господ, занимаясь рытьем прудов у дворянских замков или строя дворцы для королей, для господ и их содержанок, тогда как жены и дети этих крепостных должны были питаться лебедой или просить милостыню по дорогам, а их отцы бросались голодные под пули солдат, чтобы отнять у конвоиров увозимый ими награбленный хлеб.
Принудительный труд, налагаемый сначала силой на покоренные народы (как это теперь еще делают и французы, и англичане, и германцы с неграми в Африке), а потом на всех «неблагородных», на «черную кость», — таково было истинное происхождение налога, который мы платим теперь государству. Нужно ли удивляться, что налог сохранил до наших дней отпечаток своего происхождения?
Похожие статьи:
Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную тему → Вертикаль
Главшкола → Грозный царь грозной эпохи
Код 495 → Бриллианты от диктатуры пролетариата
Новости → Эффективные лесорубы
Новости → Раздвижение вверх Владимира Путина