Как известно, олимпийский принцип — главное не победа, а участие. Именно накануне Зимней олимпиады в Пекине, 4 февраля (жаль не 2 февраля — день победного окончания Станиградской битвы) 2022 г., Президент России В. Путин и Председатель Китая Си Цзиньпин подписали совместное заявление о будущем мира, не спрашивая США и Евросоюз:
http://www.kremlin.ru/supplement/5770
То, что мир будет развиваться именно в эту сторону, вряд ли стоит сомневаться. Что же главное следует из совместного Заявления сильнейших государств планеты?
1. На вопрос "Что такое демократия?" теперь никто не будет искать ответа в США или Европе. Каждая страна сама определит степень и форму своей демократии, исходя из собственной истории и культуры, а также актуальных вопросов развития. Для России ключевое слово — народовластие. На сегодня есть вопросы. Например, по-прежнему нет необходимого доверия к результатам выборов. Это не обыватель говорит — на это жалуются лидеры оппозиционных партий. Нивелируется местное самоуправление, а именно: руководители местного уровня сегодня — назначаются чиновниками, естественно, угодными им, а не жителям. Такой местный руководитель постоянно озирается на верх, а не на жителей, которые для него теперь статистическая масса. Например, он запросто разместит на территории вредное производство несмотря на протесты граждан, если это нужно верхам. Партийный принцип выборов депутатов в высшие органы власти ведёт к бюрократизации по партийной линии: депутаты — просто партийные функционеры, которых в народе никто абсолютно не знает, тем не менее, эти персоны публично вещают от имени народа. В Беларуси есть высший орган прямого народного представительства — Всебелоруссконе народное собрание, по типу Съезда Советов. В России такого нет. Какой в нём смысл? Послушайте, какой смысл вкладывает в него А.Г. Лукашенко (см. его выступлене на сайте президента Беларуси), и определитесь.
2. Вообще не прозвучал Евросоюз — стоит задуматься. Основная тема — развитие Большой Евразии и Тихоокеанского региона. Укрепление БРИКС и ШОС. Однако, основной упор — на экономику, гуманитарный аспект прозвучал глухо. А ведь американцы очень ярко продемонстрировали, как они "воспитали" весь мир после 1945 г. Мы опять и снова наступаем на те же грабли. Например, в образовании.
3. Об образовании, естественно, сказано конспективно. У нас всё с этим нормально? Мы можем гордиться образовательным суверенитетом? Как, кстати, и культурным? Нет. Рассмотрение образования как услуги — идеи допотопного американского происхождения — продолжается несмотря на массовую критику. ЕГЭ. Угроза массовой цифровизации. Оптимизация сети учебных заведений на основе узкого коммерческого подхода при полном игнорировании социальных факторов. Обязательность научных публикаций в зарубежных журналах для исследователей и преподавателей университетов. Идеология WorldSkills — автономной некоммерческой организации (!) со штаб-квартирой в Нидерландах (!) — в подготовке рабочих кадров. Это так и дальше будет после 4 февраля?
4. Сохранение мирового порядка на основе Ялты-45 — Ялтинской конференции 1945 г. держав-победительниц о разделе Европы. Политический центр мира — ООН и Совет Безопасности ООН. Фашизм — преступление против человечества. Любые попытки искажения истории Второй мировой войны, вандализм по отношению к памятникам недопустимы.
5. Реформирование Всемирной торговой организации (ВТО) на началах справедливости.
6. Признание Тайваня территорией Китая и права России обеспечивать свою безопасность на смежных территориях.
Однако, честно говоря, это Заявление, простите, не производит впечатление революционного. Я бы сказал даже — наступательного, что именно и нужно. Наступают — американцы, мы — как бы отвечаем. Посмотрите, как они повышают ставки — на том же Донбассе! Возможно, у руководства страны имеется "ход конём", только об этом никто не догадывается пока. Нужны какие-то резкие наступательные действия, шаги — профессионалтные, расчётливые.
Так действует — Армия. Так действует — наша дипломатия. Наши медики показали свою ответственность и лидерство — вопреки всякой "оптимизации". Но в области образования и культуры мы просто жуём чужую жвачку. В области политической пропаганды (в хорошем смысле слова) — в общем, довольно топорно работаем. Для примера, так сказать, популярные ток-шоу "60 минут" или "Вечер с В. Соловьёвым": однообразный формат, однообразные участники, однообразие тем. Годами одно и то же. Довольно занудно, напыщенно. Наступательности нет. Нет динамики, мобильности, широты. Бум-бум-бум...
В области образования поставлена задача выйти на экспортный уровень. Этого нельзя добиться, поскольку:
а) образование строится по иноземным моделям (прямолинейное копирование чужого) либо эти модели имеют чисто бюрократическое происхождение и внедряются "с колёс" без глубокого анализа (выгода кому-то);
б) ослаблена, мягко выражаясь, фундаментальная и прикладная наука — именно отечественная, в том числе науки об образовании (педагогика), которые — вместе с инновационной практикой — порождают передовые модели.
Так мы никому не интересны.
В области культуры та же история. Николай Бурляев вместе с Институтом им. Лихачёва проявил инициативу вернуть российскую культуру и искусство к первоистокам, чем именно она и может быть интересна за рубежом и нужна стране. Однако группа худруков и главрежей при поддержке г-на Калягина резко выступили против. Чем наступать будем — кривлянием?
Таким образом, в Заявлении больше звучит констатация положения вещей. Новых, свежих инициатив — справедливо ожидавшихся — не читается (обывателем в моём лице). Возможна, конечно, тактика заманивания противника: пусть шагает, пусть шагает — пока не оступится. И вот после… Тогда я молчу.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Deutschland... Deutschland...
Пикейные жилеты считают → Похищение Европы. Россия против
Пикейные жилеты считают → Клинтон и его план Барбаросса - 2
Пикейные жилеты считают → Россия. Стратегические усилия
Cui prodest? Педагогическая политология → Ростислав Ищенко. Об оси Париж-Берлин-Москва