ГлавнаяСтатьиCui prodest? Педагогическая политологияОбразование. Элитное VS профильное + цифровое
Разделы статей

Образование. Элитное VS профильное + цифровое

6 ноября 2020 - Сергей Пимчев
Образование. Элитное VS профильное + цифровое
Тренд "современного" образования — профильное обучение, в старших классах — предпрофессиональное обучение, выбор профессионального направления. Отвертеться невозможно — надо поступать в вуз. Без профилизации (и репетиторов) не наберёшь нужных баллов. Такая система. Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
Это относится и к "цифровому" обучению (понятие "образование" в данном случае уже не подходит по определению — в связи с обнулением "воспитания" как необходимой его составляющей). Если цифровое будет не как обеспечивающее, а как — доминирующее, исключительное, как парадигма. Всё "цифровое" строится на принципе "вход — выход", "приём — ответ", "сигнал — реакция". Элитному это не подходит.
Всё оправдывается вроде бы убедительно. Конкуренция на рынке труда. Нужно получить работу. Деваться некуда! Внешний мир диктует, как говорится. Посмотрим на ситуацию с более широкой точки зрения, поскольку нынешних критиков данной системы могут обозвать людьми "не от мира сего".
Герман Гессе (1877-1962) — немецкий писатель. Большинству наших граждан он известен по названию своего бестселлера "Игра в бисер" (1943). В этом романе писатель рассматривает проблему элиты в обществе, включая вопросы образования (в т.ч. воспитания). Само по себе это любопытно и поучительно. Мы (не "мы", конечно, а творцы "образовательной политики") смотрим на наше образование свысока, как на потребительскую "надстройку" ("услугу"), между тем, как умные люди так совсем не считали и не считают. Считали и считают совсем наоборот. Об этом и пишет Гессе. Посмотрите сами.
Выпускник элитной школы обращается к учителю за разъяснением. Их короткий диалог.
 
Герман Гессе. Игра в бисер (1943).
Отрывок
 
… После речи ректора, когда все переходили в празднично украшенную столовую, Кнехт подошел к Магистру и спросил:
— Ректор рассказал нам, как живут и учатся в обычных и высших школах вне Касталии. Он говорит, что выпускники там, поступив в университет, выбирают себе "свободную" профессию. Насколько я понял, это в основном такие профессии, которых мы в Касталии совсем не знаем. Как это понимать? И почему они называются "свободными"? Почему мы, касталийцы, не имеем права выбирать их?
Magister musicae взял юношу под руку и остановился под одним из мамонтовых деревьев. Чуть лукавая улыбка собрала возле глаз сетку морщин, когда он ответил:
— Ты зовешься "Кнехт", что значит "слуга", возможно потому слово "свободный" имеет для тебя столько очарования. Не принимай этого так близко к сердцу! Когда некасталийцы говорят о свободных профессиях, слова эти, может быть, и звучат серьезно, даже возвышенно. Но мы произносим их иронически. Свобода этих профессий состоит лишь в том, что учащийся сам себе их избирает. Это и создает видимость свободы, хотя в большинстве случаев не столько ученик, сколько его родители делают за него выбор, и есть немало отцов, готовых скорее откусить себе язык, нежели предоставить сыну действительную свободу выбора. Но все это, возможно, и клевета, и потому откинем этот довод! Предположим, свобода эта действительно существует, но тогда она ограничена одним актом выбора профессии. На этом она и кончается. Находясь в высшей школе, будущий врач, юрист, инженер обучаются по строгой и весьма узкой программе, заканчивающейся несколькими экзаменами. Выдержав их, студент получает диплом и теперь якобы свободно посвящает себя избранной профессии. На самом же деле он превращается в раба низменных сил: он зависит от успеха, денег, от своего честолюбия, жажды славы, от того, нравится он людям или нет. Он должен подчиняться церемонии выборов, зарабатывать деньги, он участвует в борьбе различных каст, семей, партий, газет, борьбе, не знающей пощады. Но зато он свободен завоевать себе успех, достаток и стяжать ненависть тех, кто этого успеха не стяжал, и наоборот. С учеником школ элиты, который становится членом Ордена, ничего подобного не случается. Он не "избирает" себе специальности. Он не мнит себя способным лучше разобраться в своих талантах, нежели его учителя. В иерархии его ставят на то место, которое для него избирают вышестоящие, они же определяют его функции, если, разумеется, все это не происходит в обратном порядке, то есть свойства, способности и ошибки ученика сами не заставляют учителей ставить его на тот или иной пост. Но при этой мнимой несвободе каждый electus, пройдя первый курс, обладает предельной свободой: в то время как человек "свободно" избранной профессии вынужден проходить весьма негибкий курс наук с негибкой системой экзаменов, для него, как только он начинает учиться самостоятельно, свобода простирается весьма далеко. Имеются многие студенты, которые по своей воле всю жизнь посвящают самым немыслимым и даже сумасбродным занятиям, и никто не чинит им препятствий, если они не преступают границ морали. Проявивший педагогический дар используется как педагог, воспитатель по призванию, как таковой; переводчик--как переводчик, каждый находит себе место, где он может служить и в своем служении чувствовать себя свободным. К тому же он на всю жизнь избавлен от той "свободы", которая на деле означает столь страшное рабство. Он ничего не знает о погоне за деньгами, о борьбе за славу, за власть, он не знает ни партий, ни раздвоенности между личностью и должностью, между частным и общественным, не знает зависимости от успеха. Итак, ты видишь, сын мой: когда говорят о свободных профессиях, то слово "свобода" звучит довольно курьезно.
 

Похожие статьи:

Родительский кров. ВоспитаниеБогатый наследник

Прогностика. Образование для будущегоHer Gref о кухаркиных детях

ГлавшколаМаска, я тебя знаю?

Cui prodest? Педагогическая политологияКак формируется новая российская знать?

Cui prodest? Педагогическая политология«Стена скорби» против Ивана Грозного?

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.