Савва Васильевич Ямщиков. Горький дым Отечества (2016).
Фрагмент
Служил без лести и подобострастия
Я человек далекий от политики и занимаюсь совсем другими делами – реставрацией древнерусской живописи и русских портретов. Но жить в России и не быть затронутым политикой практически невозможно. Не говорю про сегодняшние времена, когда по большей части это уже не политика, а скорее политическая ржа.
Но моя молодость совпала с крупными событиями: то время было отмечено Карибским кризисом, отношениями с Германией – мимо этого невозможно было пройти.
Так случилось, что к нам, искусствоведам, политики всегда проявляли определенный интерес. Мое первое политическое, как я потом понял, знакомство случилось во время учебы на втором курсе университета. Помню, как один нынче слишком известный художник привел меня в компа- нию, где был накрыт стол, не похожий на наши студенческие. В компании были Том Колесниченко, Юлиан Семенов и другие. Мне показалось, что встреча походит на шабаш.
Кое-что зная из истории мирового искусства, изучив историю Древнего Рима и античности, политику и политиков я представлял себе немного по-другому.
Мы стали встречаться с Юлианом Семеновым. Но общались недолго: все-таки мы разных с ним весовых категорий, тем более, что он просто искал слушателей. Потом никогда не забуду, как в одном санатории масса народу вместе со мной смотрела по телевизору четырехсерийный фильм о том, как Семенов с бароном Фальц-Фейном искали Янтарную комнату. Когда передача закончилась, кто-то из отдыхающих сказал: это же дуриловка – четыре серии, ничего не нашел, а сколько наболтал. Я же к тому времени знал, что это за поездки и кому все это нужно.
Завершилось мое общение с Юлианом Семеновым накануне перестройки, приблизительно года за два. Я приехал в Петербург и зашел с приятелем в «Асторию». Ресторан был практически пустой: сидели только мы с другом, а через два столика – Юлиан Семенов с двумя господами.
Сразу стало ясно, что это начальник того самого дома № 2 на Литейном и его заместитель. Юлиан Семенов, не церемонясь – он вообще был безапелляционным человеком, – жестом приказал мне: «Поди-ка сюда». – «Извините, господин Семенов, с какой это стати? Я не ваша дворовая девка». – «Ну ладно, я отсюда скажу. Скоро мы придем к власти. Вот это начальник лесосплава, а это его заместитель. И мы с такими, как ты, разделаемся».
Я хорошо знал, что за фрукт господин Семенов. К троцкистам у меня всегда было обостренное негативное отношение. Отец же Юлиана Семенова ни больше ни меньше как секретарь Бухарина. Семенов хвастался, что на столе у него стоит портрет Бухарина.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → 1936
Золотая библиотека → Новые уроки французского
Золотая библиотека → Погоня
Парта. Воспитание в обществе и школе → Поляки
Парта. Воспитание в обществе и школе → Идеальная коммуникативность