ГлавнаяСтатьиАвторский урок "haute couture"Галина Михеева. Уроки Валентина Распутина
Разделы статей

Галина Михеева. Уроки Валентина Распутина

17 ноября 2016 - Сергей Пимчев
Галина Михеева. Уроки Валентина Распутина
Михеева Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ Школа № 1747 г. Москвы,
Школа «ИНЕСНЭК»

«САМОСТОЯНЬЕ   ЧЕЛОВЕКА», ИЛИ УРОКИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА

Вот уже несколько недель российская общественность обсуждает инцидент в Хабаровске: девчонки-школьницы жестоко издевались над животными и размещали видео в Интернете. В разных городах России проводятся акции памяти жертв «хабаровских живодерок», устраиваются пикеты с требованием ужесточить их наказание. В самом Хабаровске обстановка накалена настолько, что люди говорят даже о самосуде как способе наказания.
Наверное, такой и должна быть первая реакция любого нормального человека. Но что даст это суровое наказание? Колония не исправит, а только испортит жизнь девочек. Как выразился один уважаемый мною педагог, «они — не рецидивисты, они просто дуры, которыми никто сроду не занимался ни дома, ни в школе, а наше общество своими сериалами типа «Школа» настырно и нагло навязывает им пошлые и убогие стереотипы поведения уже в течение нескольких десятилетий»!  
Скажете, что они сами уже должны понимать, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя? Должны – но не понимают! Почему? Причин здесь много, и кроются они не только в самих детях, но и в их семьях, в школе, во всем нашем обществе, где давно стерты границы Добра и Зла, где повсеместно чёрное называют белым, а в почете становятся сила, принуждение, ложь и жестокость. Когда нам навязывают чуждую культуру, традиции, ценности… Когда навязывают чужое образование, объявляя устаревшими наследие классической педагогики Коменского, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, заменяя педагогику «самостоянья человека» на «педагогику успеха». Вот мы сейчас и пожинаем плоды этой псевдо-педагогики.
Есть один, не так давно появившийся лозунг в современном образовании, который приводит нас, учителей, не просто в недоумение, а в негодование: «Неважно, ЧТО читают наши дети, главное, что ЧИТАЮТ»!  Простите за резкость, но это даже не глупость, а преступление!
Хорошая книга (я сейчас говорю, конечно, о русской литературе!) – это прежде всего источник духовного опыта человека, взросления его души, осознания самих себя и своих корней: культуры, истории, языка, традиций — всего того, без чего невозможен пушкинский идеал «самостоянья человека». С ним перекликаются и знаменитые слова Евгения Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт». Потому так велико всегда было воспитательное влияние русской литературы, ее значение для формирования и развития самосознания человека! А каково оно сейчас?
Готовясь к сегодняшнему разговору, я с помощью своих коллег провела анкетирование среди учеников 7-11 классов нескольких московских школ Северо-Западного округа (в их числе: гимназия № 1544, школа № 1944 с углубленным изучением английского языка; частная школа «Инеснэк» при Курчатовском институте и школа 1747, в которых я сейчас работаю, — всего участвовало около 100 человек). Ребятам были заданы 4 вопроса, среди них:
1.    Что значит для вас русская литература?
2.    Кто для вас является главным интеллектуальным авторитетом в жизни?
Последние два вопроса анкеты были связаны с определением круга подросткового чтения. Должна сказать, что результаты не были такими удручающими, как могло бы показаться на первый взгляд. Наши дети по-прежнему самостоятельно читают русскую классику: Пушкина, Л.Н.Толстого, Короленко, Рыбакова, Васильева, Распутина.
Среди своих интеллектуальных авторитетов большинство ребят называют не только родителей, бабушек и дедушек, но писателей и (что очень важно!) своих школьных учителей.
Русская литература воспринимается детьми не только как источник информации и эстетического наслаждения. Самое ценное для меня в этих ответах было то, что очень многие ученики назвали русскую литературу источником взросления своей души. Правда, потом, говоря о своих любимых книгах, они называли произведения зарубежных авторов…
Должна признать, что по результатам этого анкетирования нельзя судить о реальном положении дел в целом, потому что оно проходило в тех классах, где замечательные педагоги: Дубовая О.Ю., Куликова О.А., Баева В.А., Кравецкая М.Ю. –  ведут уроки литературы по-старому: читают вместе с детьми и обсуждают прочитанное, обращая внимание не на то, что будет востребовано потом на экзаменах, а выделяя то, что развивает душу человека, его самосознание.  Кстати, были в анкетах и такие ответы: русская литература нужна для подготовки к экзамену по русскому языку.
Выводы напрашиваются сами собой: детьми НУЖНО заниматься! Нельзя оставлять духовный «детский мир» без контроля, его нужно оберегать и развивать. И прежде всего это может делать учитель литературы! Только дайте нам такую возможность! Верните нам наши уроки, где мы можем говорить с детьми по душам и о душе. Чтобы литература как учебный предмет не заканчивалась первой средой декабря вместе с выпускным сочинением в 11 классе! А школьная реальность именно такая: по эффективному учебному плану после проведения этого сочинения обязательных уроков литературы может больше и не быть…
Истинная миссия учителя заключается все-таки не в подготовке детей к экзаменам, в какой бы форме они ни проходили, а в том, чтобы подготовить маленького человека ко взрослой жизни, помочь ему разобраться в сложных нравственных вопросах, научить отличать черное от белого, находить верные ориентиры в жизни, формировать основу того самого «самостоянья», которое станет «залогом величия его» в будущем.
Как это сделать? Каждый учитель знает, что в его опыте является самым ценным, чем он особенно дорожит. В моем педагогическом опыте – это авторские уроки, которые создавались мною в течение последних 5 лет в рамках Международного проекта «Comenius», посвящённого Яну Амосу Коменскому.  
Авторский урок – это урок особенный по своему содержанию: именно на нем средствами своего предмета мы говорим с детьми о самом Главном, о том, что делает человека Человеком, помогает ему осознавать себя таковым. А для русского человека – это прежде всего совесть, святость, справедливость.   
Чаще всего для своих авторских уроков  я выбираю произведения Валентина Григорьевича Распутина [2; 4]. Выбор этот не случайный: я глубоко убеждена, что чтение книг Распутина, самого совестливого писателя России, может помочь учителю выполнить ту миссию, о которой я говорила, – подготовить учеников ко взрослой жизни, а главное – преподать уроки нравственности, которая не зависит от времени, и без надрыва, «мягкой силой» подвести к необходимости их принятия как объективно существующих законов жизни.
Книги Валентина Распутина, которого называют «праведником земли Русской», помогают человеку не только понять самого себя, но обрести свои национальные корни, почувствовать общность со своей землей и своим народом…
 «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой твой дом. И все четыре – одна важнее другой. Захромает какая — весь свет внаклон …» -  эти знаменитые слова Валентина Григорьевича Распутина являются для меня, по сути, компасом при отборе его произведений для разговоров с детьми [3].
 
 
«Мама куда-то ушла…», «Уроки французского», «Век живи – век люби», «Живи и помни…», «Прощание с Матерой», «Что передать вороне?», «Пожар» – именно эти рассказы и повести мы читаем вместе с учениками по мере их взросления с 5 по 11 классы.
Замечу, что читать произведения Распутина вовсе не сложно: сюжеты интересные, язык доступный, герои знакомые, ситуации жизненные. Но понять многозначность распутинского слова и глубину его мысли может не каждый взрослый, да и то не сразу. А уж ученикам тем более требуется помощь учителя.
В этом году на муниципальном туре Всероссийской олимпиады по литературе в 7 классе был предложен для анализа   рассказ Валентина Распутина «Мама куда-то ушла…». Позволю себе процитировать одно из ученических высказываний (без исправлений): «Из всего разобранного выше делаю вывод – произведение обязано быть разобрано взрослым, видавшим жизнь человеком, ведь даже я в свои 14 лет не могу разобрать некоторых вопросов. Спасибо за такую возможность данному произведению». Моя младшая дочь тоже участвовала в этом мероприятии. Спрашиваю ее, как она справилась с предложенным заданием, смогла ли проанализировать рассказ.   «Нет, — отвечает она, — я читала его и, сама не зная почему, плакала…»   Вот такие впечатления получили дети от прочитанного текста Распутина…
Расскажу об одном своем уроке, который традиционно провожу в 10 классе, – «Когда душа с душою говорит…» (по рассказу Валентина Распутина «Что передать вороне?»)[7] .  Он мне особенно дорог, потому что был первым в моей системе авторских уроков и проводила я его с учениками Москвы, Минска, Гжели, Саранска [8; 9]. На этом уроке мы говорим о семье, о семейных взаимоотношениях.
 
 
Гимназия № 7, Минск, 2012 г.                     Речицкая школа, Гжель, 2012 г.

Не вдаваясь в методику проведения урока, остановлюсь на содержательной его части. На уроке мы работаем с текстом, скрупулезно исследуя его: замечаем особые слова Распутина, зачитываем небольшие фразы и целые эпизоды. Важно следить за мыслью автора, чтобы не упустить главное.
Сюжет рассказа достаточно прост: главный герой – писатель, человек творческий –- живет и работает далеко от дома, на Байкале. Ему удается только на один день вырваться домой, чтобы увидеться с семьей: женой и пятилетней дочерью, а потом он снова уезжает.
Погружаясь в текст рассказа, мы зримо ощущаем счастливый мир семейных взаимоотношений, где царит доверие, понимание, любовь. У отца с дочерью есть даже свой мир – это «свой домик, своя гора… ключик, который журчащим ручейком пробегал только по нашему двору и возле калитки опять уходил под деревянные мостки, под землю и больше уже нигде и ни для кого не показывался», свои лиственницы, тополя и березы, свой большой черемуховый куст, свой котенок Тишка. Есть у них даже своя игра – «игра в ворону».
Отец и дочь считают, что их ворона, свившая гнездо в их дворе, особенная: вещая, мудрая птица, облетая дальние и ближние края, узнает обо всем, что происходит с ними обоими, и поддерживает незримую связь между ними. Когда они бывали в разлуке, ворона пересказывала отцу все, что видела и слышала, а он затем подробно передавал её рассказы дочери и, в свою очередь, все знал о ней.
В их мире нет ничего материального, это немеркантильный мир, но, оказывается, этим он и притягательный: в нем люди счастливы, им хорошо друг с другом, потому что они ощущают душевную теплоту и безусловное доверие. Отец знает, чем живет его дочь, с какими первыми жизненными трудностями она сталкивается, и эта духовная связь не прерывается даже на расстоянии.
Как всегда, Распутин мастерски создает пейзаж: описывая тот замечательный вечер, который отец и дочь проводят вместе, гуляя по вечернему осеннему городу, он заставляет и читателя ощутить «полную и теплую, так располагающую к согласию», «осиянность вечереющего дня», «дарованную благодать», «час единения душ».
Но вот на наших глазах этот мир вдруг начинает рушиться. «Что передать вороне?» — как и раньше, при прощании, спросит отец у дочери. И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучит ее ответ: «Ничего». Это детское «ничего» станет «линией водораздела» в их отношениях: прежних и новых.
Что же произошло между ними?  Отец сказал, что должен снова уехать, а дочь с этим не согласилась, но он не захотел прислушаться к ее просьбе, сосредоточив внимание на своем, личном. В душе ребенка это отозвалось пронзительной болью, обидой – ведь впервые самый близкий человек, которому она во всем доверяла, ее не понял и не услышал.
«Не услышал ее мольбы, высказанной сдержанно, с достоинством, но всем существом, осторожно искавшим своего законного на меня права, не знающего и не желающего знать принятых в жизни правил. Но я-то был уже немало испорчен и угнетен этими правилами, и когда не хватало чужих, установленных для всех, я выдумывал, как и на этот раз, свои. Вздохнув, я вспомнил данное себе утром слово и уперся:
— Понимаешь, надо. Не могу.
Дочь послушно дала повернуть себя к дому, перевести через улицу и вырвалась, убежала вперед. Она не дождалась меня и у подъезда, как всегда в таких случаях бывало; когда я поднялся в квартиру, она уже занималась чем-то в своем углу. Я стал собирать рюкзак, то и дело подходя к дочери, заговаривая с ней; она замкнулась и отвечала натянуто. Все — больше она уже не была со мной, она ушла в себя, и чем больше пытался бы я приблизиться к ней, тем дальше бы она отстранялась. Я это слишком хорошо знал
...»
Отец видит переживания дочери, но не меняет своего решения. Почему? Нам, читателям, его действия понятны. Ему нужно было вернуться домой, чтобы продолжить начатую работу; он боялся упустить вдохновение, а оно, как известно, для творческого человека очень многое значит. Все эти оправдания звучат в размышлениях нашего героя.  
Но и он сам, и вместе с ним читатели чувствуют ложность этих оправданий — герой мог поступить по-другому. Мог остаться, когда дочь попросила об этом, мог остаться и потом, когда жена предложила ему поехать утренним автобусом. Но он настаивает на своем решении. Почему? Ведь чувствует, что поступает неправильно – то были «знаки души»! Но он к ним не прислушивается. Сначала он «замкнул» свой слух от дочери, а потом закрылся и от себя самого!
И все равно еще была возможность все исправить! Дальше, как бы в урок ему, «сплошь началось невезенье»: сначала его автобус опоздал, потом он сломался, долго заправлялся, вместо привычного пароходика его ждал катерок с пьяными матросами, наконец опасная переправа на другой берег Байкала...
Случайна ли эта полоса невезенья? Читая текст, понимаем: нет, не случайна. Это те знаки, которые в трудные моменты жизни подаются нам свыше, но не каждый из нас может их понять.
И здесь мы с десятиклассниками вспоминаем, что уже встречали такие знаки в древнерусском тексте – в «Слове о Полку Игореве», – где сама природа останавливала героя от его безрассудного похода. Но князь Игорь, ослепленный жаждой славы, их не увидел.
А нашему герою дана такая возможность — видеть, слышать, понимать эти знаки: он сам рассказывает нам о событиях, происходящих с ним (рассказ построен в форме внутреннего монолога). Кроме того, в тексте разбросаны слова, свидетельствующие о том, что он замечает эти знаки (не случайно ведь он писатель!).  Но герой не прислушался к ним, не вернулся, не исправил… Почему? Дети, опираясь на текст и свой жизненный опыт, предлагают разные варианты ответа, но есть этот ответ и у Распутина. Главное – чтобы ученики его увидели и поняли: герой неправильно расставил свои жизненные приоритеты.
Что важнее – работа или взаимоотношения с дочерью? Герой на первое место поставил работу, пожертвовал душевным спокойствием самого близкого человека. А мы ведь тоже часто бываем в такой ситуации: нужно готовить урок, проверять тетради, писать статью, а рядом просит внимания к себе наш ребенок… Или уже не просит? Мы сами часто делаем правильный выбор? Распутин заставляет нас заглянуть в самих себя, быть откровенными с самими собой. Наверное, это нужно каждому…
Итак, герой не выполнил просьбы дочери и не вернулся к ней. Но его душа «занедужила»: он мучительно спал ночью, утром не находил себе места в доме, не мог он и работать, потому что чувствовал разлад с самим собою – «неприкаянность и обездоленность в себе».
Что же помогает справиться с этим душевным недугом? Природа, полное слияние с ней. И снова опираемся на наш читательский опыт: в произведениях Пушкина, Лермонтова, Л.Н.Толстого природа врачует, исцеляет душу человека.
Но есть в рассказе Распутина то, с чем мы, возможно, еще не встречались ни в художественной литературе, ни в своей жизни. Читаем текст: «И все тише становилось во мне, все покойней и покойней. Я не ощущал себя вовсе, всякие внутренние движения сошли из меня, но я продолжал замечать все, что происходило вокруг, сразу все и далеко вокруг, но только замечать. Я словно бы соединился с единым для всего чувствилищем и остался в нем. Ни неба я не видел, ни воды и ни земли, а в пустынном светоносном миру висела и уходила в горизонтальную даль незримая дорога, по которой то быстрее, то тише проносились голоса. Лишь по их звучанию и можно было определить, что дорога существует, — с одной стороны они возникали и в другую уносились. И странно, что, приближаясь, они звучали совсем по-другому, чем удаляясь: до меня в них слышались согласие и счастливая до самозабвения вера, а после меня почти ропот. Что-то во мне не нравилось им, против чего-то они возражали. Я же, напротив, с каждым мгновением чувствовал себя все приятней и легче, и по мере того как мне становилось легче, затихали и выходящие голоса. Я уже готовился и знал каким-то образом, что тоже помчусь скоро, как только буду готов, как только она откроется передо мной в яви, по этой очистительной дороге, и мне не терпелось помчаться. Я словно бы нестерпимый зов слышал с той стороны, куда уходила дорога…»
Автор описывает, как происходит слияние души человека с природой, с Вселенной и с самим собою – и перед нами приоткрывается таинственная завеса в другой мир, «мир не-этот», как называет его Распутин, – тайный и зыбкий переход человеческой души в вечность.
И если раньше в том суетном и меркантильном мире, где людей возят в «расхристанных» автобусах, как мешки с картошкой, или перевозят на катерках с пьяными матросами, наш герой не слушает знаков, подающихся ему свыше, то теперь, когда его душа наполнена новым знанием, прикоснувшись к «общему чувствилищу», он уже иначе воспринимает происходящее, и это помогает справиться с чувством неприкаянности и одиночества, обрести лад в душе, согласие с самим собой.
Но ночью герой вдруг внезапно просыпается от шума дождя и снова чувствует «неизбывную тоску и печаль». И всю оставшуюся ночь ему чудится, что за окном громко и требовательно каркает их ворона, стучит клювом в закрытые ставни.
Читаем финал рассказа: «И верно, я проснулся от крика вороны. Утро было серое и мокрое, дождь шел не переставая, с деревьев обрывались крупные и белые, как снег, капли. Не разжигая печки, я оделся и направился в диспетчерскую порта, откуда можно было позвонить в город. Мне долго не удавалось соединиться, телефон подключался и тут же обрывался, а когда я наконец дозвонился, из дому мне сказали, что дочь еще вчера слегла и лежит с высокой температурой».
Но разве так бывает в жизни? Ведь ворона –  это всего-навсего существо из придуманной игры… Прочитав внимательно рассказ, мы верим его автору: верим, что наши мысли могут материализоваться. Верим и в те знаки, которые подаются человеку свыше. Понимаем, что через крик вороны передается крик души ребенка, которому плохо и одиноко. Девочка еще маленькая, и она не знает, как ей справиться с обидой, с одиночеством души. Ее душевная боль выливается в боль физическую – и она на самом деле заболевает. А отец чувствует ее боль как свою – именно так должно быть у любящих людей. Правда? Это и есть норма жизни в русской семье.
В конце этого урока я обычно включаю песню Александра Дольского: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям…». Многие дети слышат ее впервые, но слушают они внимательно. Вижу: слова доходят до сердца. Еще раз повторяем главную мысль урока: «Духовная близость в семье – это счастье, и его нужно ценить. Его нужно беречь, потому что счастье очень хрупко, его легко разрушить…»
Звенит звонок, а ребята не торопятся уходить, не выбегают из класса. В них продолжается работа мысли, а точнее – работа души. Каждый примеряет услышанное и озвученное на себя: задумывается о себе и своих близких, радуется или огорчается… – а значит благодаря слову Валентина Распутина происходит самопознание и самосознание человека, формирование его «самостоянья».
Это относится не только к ученикам. Готовясь к конференции «Филология и школа», я вот уже несколько дней живу в диапазоне живого распутинского Слова: его раздумий о русском народе, о России – ее прошлом, настоящем и будущем. Сейчас в открытом доступе можно найти интервью писателя разных лет. Чем больше его слушаю, чем внимательнее наблюдаю за его реакцией на происходящее, тем отчетливее понимаю, как важно сейчас донести до людей (детей, их родителей, учителей) его мысли. Вот некоторые из его фраз, которые живут в памяти сердца:
«Беда России в том, что ее исчужили...». «Нужно просто выдержать тяжесть времен татаро-монголов – чужие порядки, которые ворохом наваливаются на Россию и укореняются в людях. Нужно не дать им укорениться...». «Герой нашего времени – это человек, который не поддался на весь этот срам, тот, кто не отринул от себя совесть, кто живет традициями своего народа, кто помнит свой язык...»
К 75-летнему юбилею Валентина Григорьевича Распутина, который скромно отмечался в 2012 году, было создано много замечательных проектов. Среди них: "Душа хранит", "Река жизни", "Во глубине Сибири". Большинство этих документальных фильмов незнакомы широкому кругу зрителей, потому что даже если их и показывали на ТВ, то как всегда днем или поздно ночью, когда все еще на работе или уже спят! Теперь, после смерти писателя, с особой пронзительностью звучит его голос, тихий и спокойный, и болью отзывается он в сердце. В памяти остается и взгляд Валентина Распутина, мудрый и все понимающий, вобравший в себя боль за происходящее, но излучающий веру в спасение… И, как сокровенный завет, звучат его слова: «Иногда хочется послушать тех людей, которые жили до тебя. Иногда хочется услышать и тех, кто будет после тебя. Такие голоса должны нам мниться… должно нам представляться, как мы слышим тех, кто уже ушел с этой земли. Они знают правду, им открыта истина...».
 

«Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой твой дом…»  И все-таки я позволю себе дополнить слова моего любимого писателя. Есть у нашего народа еще одна, пятая, подпорка – это русская литература, которая, как компас, указывает нам истинные ориентиры в жизни, не позволяя сбиться с пути, помогает формировать и развивать самосознание человека. Только нужно научиться ею пользоваться и научить этому наших детей. И тогда, может быть, у нас будет меньше таких трагедий, которые произошли в семьях хабаровских и псковских школьников.
 
Библиография
1. Валентин Распутин. Современная русская классика. – «Зауралье», 1995.
2. Михеева Г.И.  Дано ли нам «предугадать, как слово наше отзовется»? или Как сказать на уроке о самом Главном…// «Comenius-425. Международный проект. Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы», или Жизненная ситуация, случай, событие – «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы человека»/ Науч. ред. Г.И.Михеева, С.П.Пимчев. — М., 2014, стр. 40-45.
3. http://www.rulit.me/books/pozhar-read-133495-26.html
4. http://kunalab.ru/stati/urok/dano-li-nam-predugadat-kak-nashe-slovo-o.html
5.  http://kunalab.ru/blogs/primer-bloga-admina/habarovskie-izuvery.html
6. https://www.youtube.com/watch?v=gkjr9XPhpyM
7. http://www.proshkolu.ru/user/zorjanuska/file/4128994/
8. http://mgiro.minsk.edu.by/main.aspx?guid=5301
9. http://slidepedia.net/documents/15583/22-23-marta-2012-goda-g-minsk-komitet-po-obrazovaniyu-mingorispolkoma-minskiy-gorodskoy-institut-razvitiya-obrazovaniya-departa.ppt
 

Похожие статьи:

НовостиВечер с Распутиным в Ленинке

НовостиПоследний пророк России

Золотая библиотекаВалентин Распутин. Твоя Матёра

Мастер-класс, или В классе у МастераГалина Михеева. Чтобы не стать манкуртами

Золотая библиотекаВалентин Распутин. Пожар

Комментарии (2)
Наталья Гребенникова # 18 ноября 2016 в 20:32 0
Уважаемая Галина Ивановна! Прочитав Ваши статьи, хочется расправить крылья и творить в полете. Спасибо за такие простые и правильные слова, за педагогическую мудрость. Учителям Речицкой средней школы я тут же предложила их прочитать. Обсудим потом. Желаю Вам успехов!
Галина Михеева # 19 ноября 2016 в 17:59 0
Спасибо, Наталья Васильевна! Для меня это очень важно - услышать такую высокую оценку от Вас, уважаемого мною человека, замечательного директора хорошей современной школы! К учителям Речицкой школы я всегда испытываю особое чувство признательности за радушные встречи, теплоту и искренность общения. Но теперь могу признаться, что последний приезд в Гжель был для меня особенно значительным. Свой мастер-класс "«Век живи – век люби», или Чтобы не стать манкуртами..." я готовила специально для вашего семинара. Вы пригласили участвовать в нем, а я не могла позволить себе отказаться, хотя время было очень трудным - время сомнений и противостояния... Но я решила обобщить то, что делаю, и представить на ваш суд. Никогда не смогу забыть слезы и слова благодарности Лидии Николаевны Есман после его окончания - это была для меня огромная поддержка, такая нужная и своевременная! Еще раз спасибо всем вам)))

Недавно нашла замечательные строчки русского поэта XX века Владимира Корнилова - человека нелегкой судьбы, чьи стихи не изучаются в школе, но которые созвучны нашему времени. Хочу поделиться "находкой" с Вами:

Достается, наверно, непросто
С болью горькой, острей, чем зубной,
Это высшее в мире геройство
Быть собой и остаться собой.

Сил Вам и здоровья, чтобы всегда оставаться собой, свободы творчества и радости от своего труда!
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+333
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.