ГлавнаяСтатьиАвторский урок "haute couture"Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном
Разделы статей

Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном

22 февраля 2015 - Галина Михеева
Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном
Михеева Галина Ивановна
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по научно-методической работе школы № 1747
 
Дано ли нам “предугадать, как Слово наше отзовётся”?  или Как сказать на уроке о самом Главном
 
                                                    Нам не дано предугадать,
                                                    Как слово  наше отзовется… –

эти строчки Ф.И. Тютчева знают все, кто любит поэзию. Созданное в XIX веке, стихотворение подчёркивает значимость, прежде всего, поэтического слова, силу его влияния на душу читателя, а ещё –  высокую ответственность того, от кого это слово исходит. В этом, на мой взгляд, состоит важное сходство писательского труда с учительским. И, в первую очередь, это относится к учителю словесности, который на примере классической и современной литературы может и должен говорить с детьми о самом главном – о том, что делает человека Человеком.
Правда, в последние годы у нас на уроках вместо того, чтобы  вдумчиво читать, обсуждать, учиться писать сочинения, всё больше и больше времени тратится на тесты – и многим это нравится: их легко проверить, есть готовые ответы, дают обилие оценок… Но разве такими тестами можно проверить, как человек взрослеет, как он растёт нравственно? Как меняются его представления о самом себе, о жизни, о людях – другими словами, какой жизненный опыт он получает? Конечно, нет!
А ведь это как раз и должно быть конечным результатом уроков литературы. Не знание биографии писателей, не способность проводить литературоведческий анализ текста и даже  не сформированность метапредметных умений… Главным содержанием любого школьного урока должна быть подготовка пока ещё маленького человека к жизни, к тому, чтобы он был готов один на один встретиться с любыми жизненными трудностями и смог с ними успешно справиться. Учитель литературы обязательно должен думать об этом, разрабатывая свои уроки. Анализируя программное художественное произведение, надо отбирать в нём такое содержание, которое бы давало ответы на жизненно важные вопросы, которые, конечно, уже есть у наших учеников. Бывает так, что детям просто не к кому пойти с этими вопросами. Вот об этом, на мой взгляд, прежде всего и надо говорить с ребятами на уроках литературы, читая классику.
Есть тут ещё одна сложность. Как говорить? Действительно, говорить можно по-разному. К примеру, сейчас на телевидении много передач, где обсуждаются важные политические, экономические, общественные, культурные проблемы. Приглашают специалистов, авторитетных людей, собирают большие аудитории. Одна из таких популярных программ – «К барьеру». Цель таких передач – привлечь внимание к самОй проблеме. Люди говорят много, правильно, но  (заметили ли вы это?) они ни о чём не договариваются. И зрители остаются с ощущением прострации, по сути, беспомощные – на них вылили много информации, но что с ней делать? Что конкретно им хотели сказать? Зачем тратили столько времени? Вот так на уроках быть не должно! Особенно – на уроке литературы. Учитель должен заранее прогнозировать, с чем уйдёт ученик с его урока: какими чувствами он обогатится? над какими важными нравственными вопросами задумается? какой жизненный опыт приобретет?
Но не всегда так бывает, правда? Как же этого достичь? Моё глубокое убеждение: нам надо, прежде всего, самим научиться понимать и выделять Главное, а потом обязательно учить этому наших детей! Тем более, у нас есть уникальный помощник – классическая литература. 
Мы попробовали сделать это – и я хочу поделиться нашим опытом. Речь пойдёт об уроках,  которым в наибольшей степени, на мой взгляд, подходит определение авторские уроки, и проводятся они в рамках международных проектов  «Сomenius» [5; 6], посвящённых великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.
 Авторский урок – это не рядовой урок, а урок особенный по своему содержанию. Именно на таком уроке учитель средствами своего предмета говорит о самом Главном. Здесь очень важно выбрать тему. Она, с одной стороны,  должна быть не только интересна ученикам, но и нужна им для взросления. Значит, педагог должен знать, а иногда и суметь предвидеть те трудности, с которыми дети уже встретились или с которыми неизбежно встретятся в жизни в ближайшее время. Но, с другой стороны, эта тема обязательно должна волновать самого учителя, чтобы у него была потребность высказать себя и своё понимание каких-то очень важных, сущностных, сакральных вещей  –  сказать о сокровенном.  Поэтому авторский урок  — это, прежде всего, Слово о заветном — о чем можно говорить доверительно, без придыхания и обязательно искренне. Вот почему для всех своих авторских уроков я использую в презентации именно эту заставку, с изображением горящей свечи, рукописи и пера писателя.
Рис.1  Заставка для презентации авторского урока

 В этом есть определённый смысл: авторский урок сродни писательскому труду. Глубокий по содержанию, он тоже становится своего рода «произведением», в котором всё выстрадано, продумано, прочувствовано, в нём есть идея – то Главное, ради чего он проводится. Такой урок обязательно запомнится каждому, кто на нём присутствует, непременно оставит след в душе. И не нужно никаких тестов, чтобы проверить это… На авторском уроке происходит, прежде всего,  максимальная реализация личности самого учителя. А вопросы новизны предметного содержания и технологии, эффективности приёмов и методов работы становятся вторичными.
Сразу оговорюсь: когда мы впервые начали работать над таким уроком,  самого  понятия «авторский урок» в нашем лексиконе  не было.  Тогда мы его называли привычным термином – открытый урок. Осознание различий пришло гораздо позже, когда мы стали осмысливать то, что нами уже сделано, анализировать результаты и полученную внешнюю оценку.
А началось всё в 2009 году. Первые уроки по «Слову о полку Игореве» в 9 классе… Долго не хотели читать мои ученики это произведение: оно им казалось скучным, язык – устаревшим, события –  древними и неинтересными. Но вот, наконец,  «лёд тронулся»: увидев сходство исторических событий прошлого с сегодняшней политической ситуацией в стране, ребята стали понимать прочитанное, увидели связь времён – и начали рассуждать…  Я не скрывала своей радости, а мои коллеги удивлялись: для чего было потрачено столько сил? Кого сегодня может заинтересовать архаичный текст? И вот тогда случился тот важный для меня разговор, где я доказывала своему собеседнику  (да и самой себе тоже!), почему, не прочитав «Слово о полку Игореве…», нельзя до конца понять всю русскую литературу (в этом я глубоко убеждена и до сих пор!). Но, как потом оказалось, без «Слова…» трудно до конца понять и отечественную культуру,  трудно осознать и самого себя:  кто ты,  где твои корни, каково твоё будущее? 
Появилась мысль — узнать, как изучают это произведение на Украине и в Беларуси – там, где происходили события, описанные в «Слове…».  Написали письма в Киев и Минск,  и вскоре получили ответ из Минска. Так родилась идея – провести международный открытый урок по «Слову…», тем более, что наступавший 2010 год был юбилейным – памятнику древнерусской литературы исполнялось 825 лет.
Значительность события требовала серьёзной подготовительной работы. В ней участвовали и педагоги, и ученики. Мы не только внимательно и вдумчиво перечитывали текст самого «Слова….», нами были исследованы многие произведения, которые, так или иначе, перекликались с  древнерусским текстом.  Эти наблюдения детей и взрослых вошли в итоговый сценарий урока. Да, это был не традиционный конспект урока, а именно сценарий, в основе которого лежало драматургическое действие. И участники того урока тоже были не совсем обычные — как в настоящем драматургическом действии мы распределили роли: были у нас на уроке «писатель», учитель истории, учитель литературы  и школьники 8-10 классов. По ходу урока все они листали книги, иногда тихо переговариваясь между собой, заглядывали в свои конспекты, смотрели презентацию, слушали друг друга, вступали в общий разговор-размышление, обменивались репликами. В общем, не обычный урок, не такой, к которому мы привыкли. Поэтому и название своему уроку мы дали тоже необычное: «504 строчки… Пророчество древнерусского эпоса. Так начинались мы. Урок-слово. Педагогическое  исследование».
Родина в сердце – пожалуй, это понятие, неоднократно звучащее на уроке (так называется одна из замечательных книг русского педагога В.А.Сухомлинского!) было для нас самым главным, ключевым. В зале, где проводился урок (а их было два: сначала в московской гимназии № 1544, а полгода спустя – в Доме Москвы в Минске), находились в основном люди взрослые – именно к ним мы и обращались. И наше Слово звучало как педагогическое обращение, как гражданский призыв к общественности России, Беларуси, Украины вспомнить  истоки общего национального самосознания, которое помогло нашим народам выстоять в самых трудных жизненных испытаниях. Как вовремя мы говорили об этом тогда, в 2010 году! И как нужно говорить об этом сейчас, в период очень сложной современной политической жизни!..
 
               
 
Рис. 2. Урок в гимназии № 1544   г. Москва                Рис. 3.  После урока в Доме Москвы  г. Минск
                                                                  Март, 2010 г.                                                   Сентябрь 2010 г.

Международный урок стал точкой роста для многих из нас – в осознании своих корней, отношения к прошлому и будущему, в определении своей гражданской позиции. Международный урок сблизил не только детей, но и взрослых. Именно  с этого началось наше многолетнее сотрудничество с педагогами Минска,  руководителями клуба учителей «Большая перемена». Позже, проанализировав проведённый урок, мы выстроили его модель, в которой отразились главные особенности.
 
 
 
Рис.4  Модель авторского урока

Эта модель стала основой для всех последующих моих авторских уроков, за исключением, пожалуй, одного – сценарий урока приходится разрабатывать без предварительного участия ребят, хотя исследовательская работа с текстом обязательно присутствует на уроке.  Но со временем появилась новая особенность: проведя урок в своем классе (именно для моих учеников подготовленный), затем я провожу его и с «чужими» учениками на «чужой» территории: в школах Минска, Саранска, Гжели в рамках международных и межрегиональных семинаров «Уроки Коменского». Это уникальная возможность проверить истинность его содержания и универсальность используемых педагогических приёмов.
Сразу оговорюсь, предметом обсуждения для авторских уроков я выбираю не программные произведения, а те, которые являются значимыми, прежде всего, для меня самой – это произведения моих любимых писателей.  Кратко остановлюсь на двух уроках в старших классах.
«Когда душа с душою говорит… (по рассказу В.Г.Распутина «Что передать вороне?»)» — так называется авторский урок в 10 классе. Это серьёзный разговор о семье, о семейных взаимоотношениях. Духовная близость людей – счастье, и его обязательно нужно беречь, потому что легко потерять, разрушить – вот, пожалуй, главная мысль этого урока.  Сформулировать её помогают наши размышления над текстом В. Распутина, внимание к авторскому слову. Как лёгкий укор звучат на уроке и слова песни А. Дольского:  «Меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям…».
Рассказ Валентина Распутина поднимает и проблему одиночества, раскрывает механизм его появления. Как можно справиться с одиночеством, если оно становится в тягость? – об этом мы тоже говорим на уроке. Говорим мы с учениками и о тех знаках, которые в трудные моменты жизни подаются нам свыше, но не каждый может их понять, распознать. Но ведь этому можно и нужно учиться! 
Благодаря Валентину Распутину на этом уроке мы говорим друг с другом по душам, чтобы лучше понять себя, близкого человека, открыть для себя существующие вечные нравственные законы жизни, которые не устаревают, даже если меняются время и люди.
Самый сложный урок – в 11 классе. Сложный, потому что он — последний. Школьные годы заканчиваются, и вот наши дети уже на пороге взрослой, самостоятельной жизни со всеми её радостями и бедами, взлётами и падениями, мечтами и разочарованиями. О чём же сказать им напоследок? Конечно, о самом главном! А что в этой жизни самое главное?..  Мой последний урок  – о любви.
«Что есть любовь: судьбы дар или награда? Наши собеседники: Иван Бунин, Михаил Булгаков, Иван Ильин» — так называется авторский урок литературы в выпускном классе.
Труднее всего подвести старшеклассников к тому, что смыслом жизни любого человека, осознаёт он это или пока ещё нет, является любовь. И снова помогает мне в этом наша классика. На уроке мы обращаемся к заранее прочитанным произведениям: рассказу Бунина «Грамматика любви», роману Булгакова «Мастер и Маргарита», рассказу Ильина «Рождественское письмо».
Ставя провокационный вопрос: что есть любовь – дар или награда? — мне важно передать своим ученикам, прежде всего, то, что для меня самой является неоспоримым фактом: жить без любви нельзя! В этом состоит и главный урок классической литературы. И пусть к кому-то любовь приходит неожиданно и воспринимается как бесценный Дар, а для кого-то становится выстраданной и заслуженной Наградой, но только тогда, когда человек обретает Любовь, его жизнь наполняется великим смыслом. Правда, любить можно по-разному! Главное в любви не брать, а отдавать – вот в чём заключается истинное счастье! И в этом мы убедились, поговорив с мудрыми писателями, чьи произведения становятся  для нас, по сути, тоже своеобразной Грамматикой любви.
В современном представлении это понятие – грамматика любви – обычно связывают с сексуальной стороной жизни: для этого создаются многочисленные сайты, привлекательные для молодёжи, где можно найти практические советы… Но в этом ли истинное искусство настоящей любви?
На уроке мы начинаем составлять вместе свою собственную Грамматику любви.  Сначала в ней только три произведения,  которые мы анализируем, но потом добавляем в наш перечень и те книги, которые ученики называют любимыми. А ещё я предлагаю ребятам свой список хороших книг о любви –  зарубежных и русских, классических и современных  – составленный заранее с помощью моих друзей: учителей и учеников.
В заключение урока – авторская подборка фотофрагментов из хороших кинофильмов о любви, которые демонстрируются на фоне мелодии М. Таривердиева «Музыка сердца»:  это   «Алые паруса», «Два капитана», «Вечный зов», «Долгая дорога в дюнах», «Офицеры», «Обыкновенное чудо», «Вам и не снилось», «Объяснение в любви», «Старомодная комедия». Наши современные дети, к сожалению, практически не знают эти старые фильмы, поэтому нужно их обязательно показывать, ведь они тоже могут быть Грамматикой любви – любви верной, самоотверженной.
Урок заканчивается, а музыка и глаза героев фильмов, как обобщающий образ нашего серьёзного, взрослого разговора, ещё долго живут в памяти сердца и тревожат душу… И как хочется верить, что сказанное сейчас Слово «прорастёт» в будущем и поможет нашим детям научиться отличать нравственное от безнравственного, настоящее от ложного, вечное от сиюминутного, главное от второстепенного.
Осмысливая и анализируя свой тридцатилетний педагогический опыт, могу сказать однозначно: авторские уроки и создание проекта, посвящённого Яну Амосу Коменскому, – главное мое педагогическое достижение. Этот проект, ставший международным, неслучайно носит имя великого чешского педагога. Анализируя библейскую историю человечества, Коменский в своей книге «Единственно необходимое» справедливо утверждает, что жизненный путь человека складывается из череды разноплановых жизненных ситуаций-перекрёстков, в каждой из которых человеку необходимо принять решение и выбрать направление жизни – жизненную стратегию. Это, по мнению великого Коменского, и можно назвать искусством и наукой жить. Кто же может помочь человеку, только вступающему в жизнь, не заблудиться в этом лабиринте жизни и выбрать правильное направление пути, особенно сейчас, в наше такое непростое время, когда повсеместно чёрное называют белым, а в почёте становятся сила, принуждение, ложь? Кто поможет ребёнку понять, что главные нравственные ценности никогда не устареют и что только они делают человека Человеком во все времена? В школе таким человеком может быть Учитель! В этом, наверное, и заключается его главное назначение и величие его дела.
Возвращаясь к стихотворным строкам Тютчева, посмею перефразировать их: мы, учителя, не только можем, но и должны предугадывать то, как отзовется в сердцах учеников  наше учительское слово! Повторюсь: учительский труд сродни писательскому труду.  Ведь настоящий писатель, создавая своё произведение, в художественной форме раскрывает то, что его мучает, что им выстрадано. И говорит с читателем о самом главном. Говорит откровенно и доверительно. Таким является и авторский урок литературы.
Главное, чтобы у Учителя было своё Слово.

Библиография
1.  Коменский Я.А. Единственно необходимое// Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. — М.: МИК, 2000. — С. 213-304.
2. Пимчев С.П., Коробова Н.Ф., Михеева Г.И. Открытие будущего// «Литературный венок России» на Северо-Западе Москвы: Культурно-образовательный проект/ Под общ. ред. Туруновой Т.М. – М., 2010. – С.20-21.
3. Пимчев С. 504 строчки… Пророчество древнерусского эпоса. Так начинались мы (Русь как инновационный центр Евразии). «Слову о полку Игореве» – 825 лет. Урок-слово. Педагогическое исследование. – М., 2012.
4.  Учительская газета — Москва. — 2010. — №№ 9,16.
5. «Comenius-420. Международный проект. Педагогическая повесть о человеке с маленькой буквы, или Жизненный путь и жизненные стратегии человека как предмет педагогического исследования»/ Науч. ред. Г.И.Михеева, С.П.Пимчев. — М., 2013.
6. «Comenius-425. Международный проект. Сценарий о счастье для  «человека с маленькой буквы», или Жизненая ситуация, случай, событие – «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы  человека»/ Науч. ред. Г.И.Михеева, С.П.Пимчев. — М., 2014.
 

Похожие статьи:

Авторский урок "haute couture"Урок как форма педагогического авторства

В классе у МастераКлубочек. Драматургия урока

ГлавшколаУрок. С чего начать...

ГлавшколаУрок как рассказ

ГлавшколаСценарий. Поворотные точки

Комментарии (1)
umnichka # 22 февраля 2015 в 16:06 0
Очень актуально! Спасибо автору! Учитель сейчас вынужден фактически только натаскивать ученика на сдачу экзаменов, причём уж чуть ли с начальной школы. И как раз важные вопросы мировоззрения, общения человека (учителя) с человеком (учеником) делаются "ненужными". Мы и себя так потеряем, и страну.
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.