Когда я впервые прочитал книгу Александра Владимировича Перегудова (1894-1989 гг.) "В те далёкие годы" (1951 г.), первым моим чувством было - удивление. Почему об этой книге, её авторе я прежде ни разу - ни разу! - нигде и никогда не слышал? По охвату в романе исследуется целая эпоха, ключевая для истории России - эпоха бурного развития капитализма середины и второй половины XIX века. Исследуется мастерски, выписываются колоритные человеческие характеры и житейские ситуации, прослеживаются судьбы, их переплетения. История излагается богатым и лёгким русским языком. Наконец, повествование касается нашей с вами малой Родины - Московской земли, конкретно - её уникальной территории - Гжельской земли, где издавно возник традиционный народный художественный керамический промысел. Для гжельцев эта книга настольная. Не лишне знать о ней и нам. А ещё лучше, если в своей местности мы найдём её талантливого историографа - историка или писателя. Как в своё время для Кунцева и древнего Сетунского стана (нынешний Западный округ Москвы) я нашёл Ивана Егоровича Забелина (1829-1908 гг.).
Возникла идея. Идея образовательного проекта. А что если команде педагогов и школьников не стать таким, можно скаазать, коллективным историографом? Не сделать в течение нескольких лет, пусть скромную, но достаточно наглядную историю своей малой Родины? Знаю, что такая работа нередко делается в некоторых школах. И краеведческие музеи есть школьные, и экскурсии. А если довести такую работу - до книги? Понимаю, нужен педагог-энтузиаст и большай любовь к своей земле. А есть ли у нас другой выход?
Тем же, кто этим уже занимается или размышляет над такой темой, книга А.В. Перегудова послужит замечательным образцом. Но, разумеется, мы печатаем только самый начальный фрагмент книги, чтобы вы почувствовали её колорит, вкус и вдохновение.
"Светлой памяти матери моей
Ольги Яковлевны Перегудовой,
рассказы которой в прошлом
положили начало этой книге
Если птицей взмыть над Гжелью, увидишь: на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою вемёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.
Если кротом порыться в земле, узнаешь: земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.
И захожий человек удивится, послушав, как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдержит захожий:
- Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там...
Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут - все в один голос:
- О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.
И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?.
А если услышит чужие несуразные речи исконный житель Гжели Сидор Семёнович Карпухин, подойдёт он к незнакомцу и скажет:
- Не угодно ли вам, сударь, до моей фабрики дойти? Желательно мне объяснить кое-что вам.
И покажет пальцем на длинный деревянный корпус, на трубы горнов, на небольшую пристройку к корпусу:
- Извольте видеть: два горна имею, тридцать рабочих. В пристройке - живописная. Теперь заметьте: отец мой пришёл во Гжель с одним медным крестом. Откуда же достояние наше выросло? Запомните: из глины. Спокон веков Гжель глинами славна. В какую гжельскую деревню, в какое село не зайдёте - везде фабрики, везде горны дымят. Бывает, в одном месте до десятка заведений скучится. Вот село Речицы - там заведения старинные: Жадина, братьев Фортальных, братьев Овечкиных, Куринова, Попихина, Балашова - всех и не упомнишь. В деревне Фрязине - Бармины и Гулины, в Коняшине - Гасилины и Марковы, в Кузяевой - братья Новые, Храпуновы, Цапаньков Пётр Тимофеевич, в Глебове - Рачкин Михаил Афиногенович.... Откуда же эти люди достаток имеют? Запомните: глина. В наших местах глина - золото. Так как же нам не звать Гжель матушкой!
И если захожий человек заинтересуется речами Сидора Семёновича, то Карпухин расскажет ему: кто первый во Гжели фарфор и фаянс начал вырабатывать, откуда добыли этот секрет; расскажет про иностранного мастера Христофора - Кондрата Гунгера, которого императрица Елизавета Петровна в 1744 году из Стокгольма выписала, чтобы научил он русских людей парцелиновую посуду делать; с достоинством заметит, что мастер этот проходимцем и жуликом оказался, выгнали его из России, а русские люди сами свой фарфор создали, в чём много потрудился Дмитрий Иванович Виноградов, товарищ Ломоносова; расскажет про Попова, Корнилова и Гарднера, которые знаменитые свои фабрики хотя и не во Гжели основали, но и от Гжели не ушли: гжельские рабочие - лучшие мастера в них.
Со всяким человеком охотно говорил Карпухин о Гжели, любил он родные суровые леса и глинистые земли...".
Похожие статьи:
Новости → Открытый педагогический семинар "Уроки Коменского"
Cui prodest? Педагогическая политология → Лужков об образовании
Новости → Семинар в Гжели по теме педагогических экспедиций
Новости → Участие в III Минском молодёжном педагогическом фестивале
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели