Эту книгу "проходят" в школе. Не знаю, что скажут учителя литературы, но, на мой взгляд, рано. И жестоко, и не поймут. Не выделят главные выводы. Потому что… в общем, не потянут. А, потом, Варлам Шаламов попал в школьную программу не потому, что нужно было просветить молодёжь. а потому, что нужно замутить молодые мозги очернительством советской истории. Солженицын попал в обязательное школьное чтение по той же причине.
Если изучать Шаламова, то, по-моему, на уроках обществознания, в разделах, связанных с общественным мнением, массовой психологией, идеологией, а также управлением обществом (с помощью "мягкой силы" и страха). Там будет очень уместно. А литература… Сомневаюсь. Дело не в литературных достоинствах или недостатках. Дело в социальной остроте содержания. Его надо правильно понимать и главное — применить к своему настоящему. Как?
Изучаем модель превращения "человека в животное". Именно в этом состоит ключевая идея "Колымских рассказов" Варлама Шаламова, созданных в период 50-70-х годов, после освобождения автора из заключения. В многообразии современных методов управления нами или влияния на наше сознание выявляем схожие черты и степень схожести. Если поняли, значит, защитились.
Предлагаю отрывок из книги.
Варлам Шаламов. Колымские рассказы (1954-1973).
ИНЖЕКТОР
Начальнику прииска тов. А. С. Королеву
начальника участка «Золотой ключ» Кудинова Л. В.
РАПОРТ
Согласно Вашему распоряжению о предоставлении объяснений по поводу шестичасового простоя 4 бригады з/к з/к, имевшего место 12 ноября с.г. на участке «Золотой ключ» вверенного Вам прииска, доношу:
Температура воздуха утром была свыше пятидесяти градусов. Наш градусник сломан дежурным надзирателем, о чем я докладывал вам. Однако определить температуру было можно, потому что плевок замерзал на лету.
Бригада была выведена своевременно, но к работе приступить не могла из-за того, что у бойлера, которым обслуживается наш участок и разогревается мерзлый грунт, вовсе отказался работать инжектор. О плохой работе инжектора я неоднократно ставил в известность главного инженера, но мер никаких не принимается, и инжектор вовсе разболтался. Заменять его в данное время главный инженер не хочет.
Плохая работа инжектора вызвала неподготовленность грунта, и бригаду пришлось держать несколько часов без работы. Греться у нас негде, а костров раскладывать не разрешают. Отправить же бригаду обратно в барак не разрешает конвой.
Я уже всюду, куда только можно, писал, что с таким инжектором я работать больше не могу. Он уже пять дней работал безобразно, а ведь от него зависит выполнение плана всего участка. Мы не можем с ним справиться, а главный инженер не обращает внимания, а только требует кубики.
К сему начальник участка «Золотой ключ» горный инженер
Л. Кудинов.
Наискось рапорта четким почерком выписано:
1) За отказ от работы в течение пяти дней, вызвавший срыв производства и простои на участке, з/к Инжектора арестовать на трое суток без выхода на работу, водворив его в роту усиленного режима. Дело передать в следственные органы для привлечения з/к Инжектора к законной ответственности.
2) Главному инженеру Гореву ставлю на вид отсутствие дисциплины на производстве. Предлагаю заменить з/к Инжектора вольнонаемным.
Начальник прииска
Александр Королев.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Русский Север - главный герой фильма
Парта. Воспитание в обществе и школе → Война - дело как дело
Пикейные жилеты считают → Кто у России серьёзный союзник в Европе
Золотая библиотека → Человек - это звучит... Как звучит? Варлам Шаламов
Cui prodest? Педагогическая политология → Тайная уникальная методика работы с одарёнными