Тема "золотой молодёжи" вновь начала будоражить российские СМИ в связи с последними скандалами с её участием. Пресса ищет "жареное", а мы — разбираемся в проблеме.
Начну с того, что я не являюсь сторонником серьёзного судебного преследования этих людей, если не было грубого правонарушения. Они не являются закоренелыми правонарушителями. Причина их выходок — слабость, которую они тщательно прячут за бравадой на грани фола.
Как явление, jeunesse dorée, а именно так звучит по-французски "золотая молодёжь", появилась во Франции, в эпоху Великой французской революции и Наполеона (рубеж 18-19 веков), когда так называемое "третье сословие" (мелкая и средняя буржуазия) и её самые удачливые представители дорвались до власти и на социальном лифте из социальных низов поднялись к вершинам политической пирамиды. Успех вскружил голову. Теперь "всё позволено". Заносчивость стала отличительной чертой поведения вчерашних плебеев и их детей. Понадобится ещё два-три поколения, чтобы лучшие школы и университеты приобщили детей и внуков нуворишей к ценностям и манерам аристократии, обтесали их провинциальную угловатость. То же и у нас. Тот, кто стал экономическим хозяином жизни, не успевает "переварить" настоящую культуру, и возникающее ощущение культурного дефицита выливается в уличное трусливое хамство. По их лицам (из видеозаписей) видно: поступки внешне наглые, а голоса дрожат.
Но это ладно. Общество приведёт их в рамки приличного поведения. Но что будете делать вы, их родители? В какие руки вы передатите накопленные вами капиталы, недвижимость, наконец, связи и возможности? В эти — которые направляют иномарку прямо в уличный столб? То же произойдёт и с вашим состоянием. Никаких фантазий. Всё это многократно и наглядно описано в классической английской, французской и в русской литературе, например, у Д.Н. Мамина-Сибиряка или А.М. Горького.
Что делать post factum — отдельная тема. А вот что делать, чтобы такого не произошло, об этом можно сказать наверняка.
Известная мудрость гласит: посеешь характер — пожнёшь судьбу. Личность, характер человека формируются через приложение собственных усилий, через преодоление трудностей. Посильные трудности и их предоление должны сопровождать человека с детства. Это — основа воспитания характера. Разумеется, трудности — посильные, а динамика трудностей — от простых к более сложным. И, судя по всему, вам, уважаемые родители, придётся этим, т.е. моделированием трудностей в процессе воспитания, заниматься самим. Нынешняя школа, в т.ч. элитная, "заточена" исключительно на учёбу для поступления в вуз, а в самом учебном процессе, особенно в начальной школе, педагоги идеологически ориентируются преимущественно на игру, на интерес, а не трудности. Прошу меня правильно понять. Я — категорический сторонник интересного учебного материала и интересного содержательного урока, а не — развлечения. Согласитесь — это не одно и тоже. Речь идёт именно о педагогической идеологии.
Да и сами трудности, которые возникают в классном кабинете — "кабинетные". Они не вытекают из широкой панорамы жизни общества и людей, из разносторонней человеческой деятельности и общения. Из взаимодействия школы и общества, школы — с людьми, хозяйственной жизнью, общественными отношениями. "Преодолевать" остаётся только специфические технические трудности учёбы: чего-то не понял, там поленился и т.п. Вы понимаете, что когда я говорю о трудностях с воспитательным потенциалом, я имею в виду другие трудности.
На этот раз я хотел бы сказать только об этом, не вникая в детали.
Когда вы будете моделировать трудности — не навредите. Посоветуйтесь с хорошим разумным педагогом или заместитетелм директора по воспитательной работе в вашей школе. Если они многое и не успевают сделать сами по причинам, от них не зависящим (поймите их тоже), то, во всяком случае, наша высокая педагогическая культура, доставшаяся нам в наследство, ещё не утеряна, и они ею владеют.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Семён Богуславский. Поэзия в жанре EDU
Прогностика. Образование для будущего → Работа учителя
Родительский кров. Воспитание → Высокое назначение по протекции
Прогностика. Образование для будущего → Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?