ГлавнаяСтатьиРодительский кров. ВоспитаниеДолой Митрофанушек! Метод "Вместе полоть"
Разделы статей

Долой Митрофанушек! Метод "Вместе полоть"

19 июля 2019 - Сергей Пимчев
Долой Митрофанушек! Метод "Вместе полоть"
Все дети одинаково хороши. Чудеса происходят потом. Любимец публики становится подлецом и поскрёбышем, а гадкий утёнок превращается в лебедя. Почему происходит именно так? В каждом конкретном случае ответ получить уже не получится: слишком много утекло воды. Что касается общей педагогической закономерности, она многое проясняет.
Но важно выяснить — не после того, как. Хорошо бы знать — до.
Мне кажется, это одинаково важно и бедным, и богатым. Бедным — так воспитать детей, чтобы они прочто встали на ноги и помогли семье выбраться из нищеты. Богатым — тоже, чтобы встали на ноги и, главное, сохранили богатство и связи, нажитые предками непосильными трудами.
Вы знаете, сплошь и рядом картина получается обратная. Вот и чешим репу: где же был прокол, всё вроде делали для чада!? Хорошо было бы воспитать волю, стремление к цели, умение терпеть и преодолевать трудности!
Как говорится, поссешь характер, пожнёшь судьбу.
Предлагаю обратиться к Михаилу Михайловичу Пришвину. Небольшой отрывок из "Кладовой солнца" (1945) и причину объяснит, и педагогический метод подскажет.

Михаил Пришвин. Кладовая солнца.
Глава 1

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
"Мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.
После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.
И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому – шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому – кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками – домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:
– Вот еще!
– Да чего ты хорохоришься? – возражает сестра.
– Вот еще! – сердится брат. – Ты, Настя, сама хорохоришься.
– Нет, это ты!
– Вот еще!
Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.
– Давай-ка вместе полоть, – скажет сестра.
И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.
Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияБелые столбы

Родительский кров. ВоспитаниеДля чего человеку дана голова

Cui prodest? Педагогическая политологияНемцы против славян. Взгляд Вернадского

Парта. Воспитание в обществе и школеОдни в другом городе. Устав безопасности

Cui prodest? Педагогическая политологияЛомоносов о "пятой колонне"

Комментарии (1)
Сергей Пимчев # 20 июля 2019 в 11:20 0
Между прочим, в издании книги "Кладовая солнца", сделанном издательством "Эксмо" (в 2006 г.) в данном отрывке заключительный абзац... отсутствует. Вот так. Причём не стоит ни многоточия, ни издатель не предупреждает, что сократил текст. Т.е. читатель думает, что знакомится с полным текстом. И думает так напрасно. А посмотрите, как велика смысловая, воспитательная нагрузка именно на заключительный абзац! Его и "выкинули". Нет гарантии, что и другие части могли так же быть сокращены - на усмотрение - не Пришвина, конечно, автора, - а Издателя. Он - "лучше" Пришвина соображает, что надо и что не надо говорить.
Текст или надо проверять весь целиком, или бросать в печку, а приобретать советское издание. Если хочешь быть уверенным в достоверности.
Что это "просто так" или "случайно", сегодня я уже не верю.
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.