Владимр Иванович Вернадский (1863-1945) — это имя любой просвещённый человек произносит с великим уважением и почётом. Он вошёл в историю как автор учения о ноосфере — сфере разума. И это учение сейчас, в данное время воплощается чрезвычайно технологически и интенсивно. Хотя бы тот же Интернет. Но мне хотелось бы сказать о другой стороне его взглядов.
Если у вас получится хотя бы бегло ознакомиться с биографией учёного, вы сразу увидите его глубокий интерес к судьбам восточного славянства. А восточные славяне с самого начала своей истории неразрывно были связаны с немцами (германцами). Отношения между ними складывались по-разному, Но, в целом, восточное славянство постепенно и настойчиво вытеснялось германцами из Центральной и Северной Европы на восток. Германцы не брезговали ничем. Часть славянских племён Европы были стёрты с лица земли и из исторической памяти. В частности, это имеет в виду Вернадский.
Шла Первая мировая. Средневековье и Новое время были уже позади. В ближайшем будущем ожидала Вторая мировая...
Дело не остановилось и поныне. Я, например, видел, как действовали немцы в Калининградской области в момент предельного ослабления Российского государства, в 90- е годы. Слова "великодушие" или "сочувствие" — не из их лексикона. Экономика Чехии и Польши — под полным контролем Германии, а те не только этого не заметили, а сами влезли в мышеловку. Некоторые чехи считают даже, что они "немцы", и гордятся. Поляки — против, но размер не имеет значения. На очереди — незалежная Украина. Лезем туда и мы. Один совершенно официально признанный Германией "лучший немец года" с русской фамилией Горбачёв у нас уже управлял государством, и для государства это закончилось катастрофически.
Шире — Запад — вообще отличается бесцеремонностью в отношении "варваров", которыми он считает и славян, наряду с индейцами и китайцами. Такой у них "культурный" код. Но главный вопрос всё-таки — не в Западе. А в нас. Мы уже к этому привыкли, но присмотритесь, чем, например, часто начинаются наши утренние программы на радио или заканчиваются телевизионные новости? Из частной жизни каких-нибудь западных "звёзд", о которых я сроду не слышал и никогда не услышу. Но ведущие при этом делают слащавую улыбку, их голос приобретает приторные тона — как-будто им подали кашу с вареньем и бесплатный билет на шоу с бабочками. Это о том, что только на поверхности. Таким манером нам внушают "общепринятые правила приличия", не забывая запускать липкие руки в наши ресурсы и деньги. Посредством лоббистских групп в высших эшелонах власти — сформировнных и воспитанных, — которые даже не маскируются.
Когда станете читать текст Вернадского, обратите внимание на ключевые слова, которыми характеризуется немецкая стратегия на восточном направлении.
Вернадский В.И. [Из записок по польскому вопросу] (1916)
… Среди славянских племен в истории научной мысли выдвигаются на первое место сербо-хорваты, чехи, поляки, русские. Первые три племени тесно связаны в своей духовной культуре с единой мировой западноевропейской научной работой, начатой в средневековье; русская научная мысль вступила в мировую работу с XVIII в. Много любопытнейших исторических и культурных вопросов возникает при изучении научной работы этих славянских народов и много нового, несомпенно, вскроет здесь будущий историк — нового, неожиданного и сейчас почти неизвестного нам, привыкшим к ложным историческим схемам западных, главным образом немецких, историков мысли. Под влиянием этих идей я, наряду с изучением культурной истории сербов и чехов, вновь вернулся к ознакомлению со старой польской культурой и, в частности, к изучению эпохи и среды Коперника и старых польских культурных центров или немецких центров на польской земле, биографий и произведений европейских ученых, сталкивавшихся с польской культурой, в частности, шотландца XVII в. Дависсона, забытого алхимика, одного из первых кристаллографов, временами надолго оседавшего в Польше. Мне пришлось многое перечитать из старой литературы и новейших обработок.
С той же целью я задумал ближе всмотреться в эпоху Коперника и посетить места его деятельности.
При этом впервые в Торуне, куда я ездил с этой целью, я встретился с познанскнми поляками. В Торуне я не только почувствовал полупокрытую забвением обстановку жизни своеобразной и глубокой, до сих пор так мало осознанной человечеством личности великого каноника, ученого и общественного деятеля, о национальности которого идет далеко не решенный спор, я встретился там с новыми явлениями, созданиями чуждого ему времени — с гакатиатами, Alldeutsche Verein борьбой не на жизнь, а на смерть, систематически вытравливаемой нз родной земли, из самой настоящей старой Польши, еще земли Пястов и сказочного Леха польской расы. Вся сила экономической систематической государственной прусской машины, безжалостной и развращающей, была поколениями направлена на эту цель, потрачены сотни миллионов марок, внесен подкуп и разврат в народную жизнь… Поляки проявили здесь — не польское дворянство, а польский народ — поразительную силу сопротивления. Их не удалось и не удастся вытравить из родной земли… Особенно мы теперь должны это помнить после тою, как мы встретились с организованной силой немецкого государственного достимнения в кровавом столкновении, когда мы на себе испытали, что представляет из себя этот противник. И должны и обязаны мы считаться во всех будущих наших расчетах с проявленной здесь польским народом несокрушимой силой.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Алексей Толстой. Россия, когда же ты с места сдвинешься?
Главшкола → Идеология. Первый разговор
Главшкола → Сергей Лавров. Россия: внешняя перспектива
Пикейные жилеты считают → Как англичане планировали сделать Русский Север колонией
Cui prodest? Педагогическая политология → На кого равняться? Царь в будущей России