На историю человечества можно посмотреть как на череду образовательно-информационных революций. Не случайно я совместил два понятия: образование и информация. Например, возникновение наскальной живописи — информационная революция? Очевмидно, да, поскольку появился принципиально новый способ передачи сведений от человека к человеку — с помощью образа или символа. Можно назвать её образовательной? Очевидно, тоже да, поскольку, я уверен, наскальные рисунки делались первобытным художником не для красоты или на досуге, а для чего-то. Для чего? А для чего современный учитель на уроке прибегает к наглядным пособиям? Для такой же цели могли служить и наскальные рисунки, а первый художник являлся, таким образом и первым… учителем. Наскальная живопись изменила характер образовательного процесса, следовательно, стала первой (или одной из первых) образовательной революцией.
Потом появился алфавит.
Примерно таким же образом можно рассуждать применительно к появлению книги и книгопечатанию.
Наконец, появились гаджеты. Они активно внедряются в образовательный процесс. А что станет с книгой как с социальным и культурным феноменом? Каковы перспективы? За что нам цепляться или от чего отказываться? К чему новому привыкать?
Такой предмет стал темой разговора в передаче "Управление делами" Никиты Непряхина на радио "Говорит Москва" — "Электронные книги против бумажных".
Разговор получился содержательный, дельный, хотя, на мой взгляд, по некоторым позициями можно было принять в нём участие, добавляя или полемизируя.
Например, в принципе, не так важно, в какой форме читать книгу. Не это вопрос № 1. Сначала надо решить, стоит ли её читать. Крылатое выражение "Книга — лучший подарок" нуждается в уточнении: "Хорошая книга — лучший подарок". А некоторые, между прочим, будут утверждать, что лучший подарок — вовсе не книга. Так, вот, чтобы книга стала по-настоящему хорошим подарком, нужно… Ох, много чего нужно… Книги — как элемент рынка, а не культуры — для одноразового чтения, причём даже не до конца, а то и не для чтения. Механизм рейтинга, который, в частности, обсуждается авторами, на мой взгляд, выступает инструментом манипуляции общественным спросом. Ведь многие популярные книги просто не нужно читать. Не нужно тратить на них драгоценное личное время.
Школа и педагог становятся одним из культурных фильтров на пути книжного потока, не важно, какой он — электронный или бумажный. Образование без информации — тоска. Информация без образования — шум.
Тема актуальна для педагогического совета, родительского собрания, классного часа, учебного исследовательского проекта.
Прослушать беседу можно по ссылке:
http://www.m24.ru/audios/71261
Похожие статьи:
Главшкола → Мотивируй! Как грамотно заниматься самообразованием в цифровом море
Родительский кров. Воспитание → Так какую же книжку купить для ребёнка?!
Главшкола → Как выглядит художественное чтение
Главшкола → "Семь дней одиночества". Памятка автору книги о своём Деле
Главшкола → Не стоит кластер без библиотеки