Боевой опыт Героев: анализ для современного руководителя
В связи с ранением будущий первый Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин некоторое время не летал на боевые задания. Его временному бездействию мы обязаны педагогическим открытием.
Писатель-историк Алексей Тимофеев обратился ко мне с предложением написать рецензию на созданную им биографическую книгу о Покрышкине. Я подготовил рецензию с педагогической точки зрения, а именно: каким образом боевой опыт может быть применён в нашей практической деятельности – педагогической или управленческой, для самообразования и самовоспитания. Мне кажется, что для педагогической науки данный подход отличался новизной. Опираясь на успешную попытку педагогического анализа, я попробовал рассмотреть боевой опыт других Героев и хотел бы поделиться некоторыми педагогическими выводами из биографий Героев Советского Союза: Александра Ивановича Покрышкина, Виктора Николаевича Леонова, Сергея Яковлевича Батышева. Если попытаться в одном слове определить суть их жизненного, профессионального, военного опыта, то таким словом может стать – стремление: воспитать стремление к победе, к преодолению трудностей, к высокому результату, привить такие же установки своим боевым товарищам и коллегам, найти методы, способы, конкретные приёмы, как этого добиться.
Почему это актуально, на мой взгляд, для современной молодёжи, во всяком случае, для некоторой её части? Мне кажется, у этой части молодёжи порой преобладает виртуальное представление об успехе. То есть стремление к успеху есть (его не может не быть, оно заложено в человеке биологической программой), но представление об образцах успеха человек черпает в виртуальном мире. Парадокс, на мой взгляд, заключается в том, что природные, реальные отношения между людьми, подлинные человеческие ценности и потребности не меняются тысячи лет, вечным остаётся то, к чему человек стремится, и то, чего он пытается в жизни избегать. Но современная информационная среда направляет сознание и чувства человека в другую сторону, её технологические возможности усиливают иной психологический эффект. Достижение в виртуальном мире не требует душевных и физических затрат, усилий, преодоления – оно, скорее, связано с получением удовольствия и азарта. Выходит, что установка на стремление не получает достаточной тренировки и воспитания. В результате мы видим распространённый типаж Печорина «двести лет спустя» – молодого человека, которому кажется, что он всё познал и от жизни уже начинает «уставать». От скуки его тянет на приключения, которые могут заканчиваться трагически, например, никак не мотивированными самоубийствами среди подростков, что может объясняться только искаверканным самосознанием. Современные Печорины создаются манипуляцией общественным сознанием. Механизм такой манипуляции раскрыт в книге Сергея Георгиевича Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием».
С другой стороны, для современных общественных отношений удобен человек «частичный»: либо как покупатель и потребитель, либо как клиент, либо как работник, либо как избиратель, либо как партнёр… либо… либо… Даже в современной школе ученик нужен для рейтинга. А где и кому нужен целый человек, как ценность сам по себе? Сразу не ответишь.
Как человеку самому стать хозяином своей судьбы, как самостоятельно управлять своей жизнью – этому главному, на мой взгляд, учит боевой и жизненный Героев.
А.И. Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин (1913-1985 гг.), Трижды Герой Советского Союза, лучший в мире лётчик ХХ века. Смелых, решительных, сильных, как Покрышкин, среди лётчиков было не мало. Почему такой как Покрышкин – один? Как ему и его товарищам удавалось добиваться фантастической результативности в бою? Только две цифра: в октябре 1943 г. лётчики Покрышкина сбили 22 самолёта противника – при потере 2, в следующем месяце — 33 самолёта при потере 1. Такова была их статистика. Покрышкин делал то, чему не придавали значения другие, — детальное и глубокое осмысление боевого опыта. Ключевое слово – анализ: ошибок и эффективных приёмов ведения боевых действий. Анализ предстоящего боя, его «проигрывание» в разных вариантах – и анализ прошедшего боя, его ошибок и успешных приёмов, на этой основе совершенствование тактики. При прочих равных условиях (качества техники, вооружения, опытности и подготовки пилотов) анализ деятельности позволял на порядок поднять результативность.
В последние годы в педагогическую лексику вошёл термин «рефлексия». Меня он всегда не устраивал неполнотой. Изучение педагогического опыта, школы Покрышкина позволили мне убедиться, что есть более точный и – более полный – термин применительно к осмыслению деятельности: это анализ деятельности. Анализ применим к любой деятельности, как простой, так и самой сложной, последняя без анализа невозможна. Если коротко сказать, что составляет суть анализа, то это ответ на вопросы: почему? зачем? как? Удивительно, но смертельный бой, в который отправлялся лётчик-истребитель, рассматривался в «школе» Покрышкина как своего рода опыт, эксперимент для проверки эффективности того или иного приёма. Авторская книга Александра Ивановича Покрышкина носит многозначительное название: «Познать себя в бою».
Говоря о «школе» Покрышкина, я не оговорился: обучение лётчиков в полку Покрышкина было систематическим, сложились определённые мето-ды, система обучения. Один из наиболее интересных методов – изображение боя на схемах, графически. Сейчас мы бы назвали такой метод педагогическим моделированием.
«Хочешь жить – надо думать, как из обороняющегося стать нападающим», – считал Покрышкин. В этом был убеждён другой Герой.
В.Н. Леонов
Виктор Николаевич Леонов (1916-2003 гг.), Дважды Герой Советского Союза, командир отряда морских разведчиков Северного флота, родом из соседнего Зарайска. В своей книге «Лицом к лицу» Виктор Николаевич подчёркивает: «… Чем труднее становится действовать, чем больше усложняется обстановка, тем острее должен работать ум воина».
Боевая эффективность отряда морских разведчиков также поразительна. Например, выполняя сложнейшие диверсионные задания в тылу противника, отряд Леонова за несколько лет потерял несколько человек. Один боец отряда был готов вступить в единоборство с целым подразделением отборных солдат врага и остаться живым. Такое оказывается возможным благодаря исключительному профессионализму, основой которого является ежедневная и тяжёлая боевая учёба.
Перед высадкой на берег, 1944 г.
В книге Виктор Николаевич Леонов подробно рассказывает: какие личные качества победителя, как они воспитываются, но особенное значение уделяется воспитанию воли. «Если в бою из ста шансов есть хотя бы один… нужно бороться за этот шанс до последнего дыхания» (В.Н. Леонов). В отряде Леонова воспитанию воли уделялось особое значение, на это работал весь уклад жизни. Волю воспитывал принцип: любая задача, любое поставленное задание должны быть выполнены. В перерывах между боями это относилось к учебным и тренировочным занятиям, организации быта, в боевой обстановке действовал принцип «не выполнил задания – не возвращайся».
В педагогическом опыте Покрышкина и Леонова можно выделить определённую изюминку, черту, которая для автора является ведущей. Для Покрышкина – анализ, для Леонова – воля. Что было важным для Сергея Яковлевича Батышева?
С.Я. Батышев
Сергей Яковлевич Батышев (1915-2000 гг.), Герой Советского Союза, родился в Кадоме Рязанской области, тоже почти по соседству. Мне посчастливилось знать Сергея Яковлевича лично. Он рассказывал, как после подвига, за который ему присвоили высокое звание Героя Советского Союза, он вскоре совершил ещё один. Во второй Звезде Герою отказали, пояснив, что две недели между подвигами – маленький срок.
Сергей Яковлевич был призван в армию, работая учителем, встретил войну в 1941-м, в 45-м вернулся в образование. Работал директором Саратовского индустриального техникума, который чуть позже закончил Юрий Гагарин. Стал доктором педагогических наук, академиком, лично подготовил более 50 кандидатов наук. Академик Батышев был одним из создателей педагогики профессионально-технического образования, автором системы подготовки рабочих по 2-3 специальностям. Для промышленности это означало возможность более продуктивного использования рабочего на предприятии, для работника — большую трудовую занятость и мобильность на рынке труда.
Защита дипломного проекта, 1946 г.
Мне кажется, истоки бережного отношения к человеку, его труду находятся в командирском опыте Батышева, а ещё раньше – в его детстве. Сергей Яковлевич вспоминал.
Однажды на реке он с друзьями ловил рыбу с плотов. К ним подошёл деревенский забияка, обозвал их трусами, не способными проплыть под плотами под водой. Сергей обиделся за друзей, вдохнул побольше воздуха, нырнул и начал работать руками, отталкиваясь от брёвен. Пальцы соскальзывали, но он перебирал одно бревно за другим. Казалось, силы иссякли, и он с горечью думал, как родители воспримут его гибель. В самый последний момент, когда, казалось бы, силы покинули его, он вынырнул из-под плотов, полной грудью вобрал в себя воздух и от радости заплакал. «Вот тогда же я и понял, – пишет Батышев, – что смелость…». Что понял Сергей о смелости? «… Что смелость имеет свои пределы, что смелость — это не безрассудство». Урок из детства стал педагогическим принципом для боевого комбата, когда на войне он берёг жизни солдат, и для учёного, который думал об эффективном использовании жизненного времени и силы людей.
В кратком анализе я остановился только на трёх личностях Героев, только на трёх педагогических идеях. Уверен, что в океане опыта Великой войны каждый человек обязательно найдёт собственные источники для размышлений, внутренних усилий и самоуважения.
Похожие статьи:
Новости → Лишний билетик в китайское кино
Золотая библиотека → Русская жизнь. Время всмотреться
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Мы где?" - "В России"
Cui prodest? Педагогическая политология → Совет Карамзина президенту Путину и мэру Собянину
Новости → С Днём Победы советского народа!