В начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года на базе 184 гаубично-артиллерийского полка, дислоцировавшегося в Клинцах, было сформировано пять отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности. Их укомплектование личным составом производилось, в основном, гражданами Клинцов и Клинцовского района. Три дивизиона – 328-й, 329-й и 330-й участвовали в штурме Кёнигсберга.
К началу марта 1945 года войска 3-го Белорусского фронта завершили окружение большой группы немецко-фашистских войск в районе города Кёнигсберга и Земландского полуострова. Наша армия приступила к подготовке наступления с целью ликвидации этой группировки. 11 гвардейская армия, в состав которой входили клинцовские дивизионы особой мощности, наступала с юга.
Оплот Восточной Пруссии город-крепость Кёнигсберг представлял собой особо укреплённый район. Оборона города состояла из трёх поясов, опирающихся на фортификационные сооружения, построенные ещё в прошлом веке, усиленные в предвоенные годы. Каждый пояс в нескольких километрах друг от друга, состоял из крепостных фортов, капониров, дотов, бункеров и других укреплений. Все сооружения были связаны сетью траншей и прикрывались противотанковыми рвами, минными полями и густой сетью проволочных заграждений. Форты были обнесены большими рвами, наполненными водой. Боевое покрытие их составляло: кирпичная кладка до четырёх метров, земляная насыпь до пяти метров толщиной с растущими на ней деревьями, прикрывающие сооружения от взора нашей разведки. Каждый форт имел подземную казарму на несколько сотен бойцов, а ещё ниже до 15 метров, находились склады боеприпасов и продовольствия. Капониры фортов с бойницами были оснащены пулемётами, пушками, огнемётами и другими видами оружия, а внутренние дворики миномётными батареями.
Сергей Дмитриевич Кручинин в военные годы. Встреча фронтовиков
После детального анализа системы обороны противника стало ясно, что без взлома и разрушения долговременных сооружений, немыслимо взятие города без огромных людских потерь, а этого нельзя было допустить. Взломать и разрушить такую мощную оборону было по силам только артиллерии особой мощности. На клинцовские дивизионы и возложило наше командование эту задачу.
На вооружении дивизионов состояли самые мощные 305-миллиметровые гаубицы, вес каждой в боевом положении 60 тонн, вес одного снаряда около 400 килограмм. Орудия перемещались по узкой железнодорожной колее с помощью тракторов.
Второго апреля, рано утром открыла огонь артиллерия по всем фортам, сбивая пятиметровую толщу земли. Постепенно усердие артиллеристов принесло успех: обнажились колпаки фортов, дотов, блиндажей. На следующий день артиллерия особой мощности продолжила стрельбу. С раннего утра до позднего вечера методично вели огонь по крепостным сооружениям мощные орудия. Каждое по своей цели.
330-му дивизиону особой мощности, командиром которого был майор Кручинин, ставилась задача разрушить форт №10 «Канитц». Кроме того, дивизион должен был уничтожить крупный оборонительный пункт, состоящий из пяти элеваторов и разрушить 8-й бункер особой прочности.
Три дня непрерывно вёлся огонь по укреплениям. Личный состав 330-го дивизиона отличался высокой боевой подготовкой и точностью стрельбы. Чтобы пробить насквозь крепостные укрепления фортов, требовалось вторичное попадание снаряда в пробоину, то есть в одно и то же место. В сооружениях форта «Канитц» таких пробоин оказалось семь!
Шестого апреля восемь тысяч орудий и миномётов обрушили удар по крепости Кёнигсберг одновременно. Город заволокло чёрным дымом и пылью. В ясный солнечный день потемнело. Орудийные выстрелы, разрывы снарядов и мин слились в сплошной грохот. Город горел единым костром.
В полдень шестого апреля, при сопровождении двойного огневого вала и бомбового удара авиации по тылам, резервам и артиллерии противника, начался штурм Кёнигсберга. Под громкое «Ура!» двинулись вперёд штурмовые танки, артиллерия сопровождения и пехота.
Восьмого апреля советские войска, преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев, продолжали пробиваться к городу-крепости. Чтобы облегчить продвижение пехоте, танкам и лёгкой артиллерии, 330-й артдивизион вывел из строя сильно укреплённый 8-й бункер врага, выпустив по нему больше сотни снарядов.
До девятого апреля, день и ночь, не затихая, шёл ожесточённый бой. Бились за каждый дом, каждый этаж. Противник, отклонивший ультиматум о капитуляции, предъявленный ему накануне, продолжал огрызаться и сопротивляться.
9 апреля 1945 года авиация и артиллерия обрушили всю мощь огня на третью линию долговременной обороны. И к вечеру город-крепость пал. Комендант Кёнигсберга Ляш вместе со штабом сдался в плен и отдал приказ о прекращении сопротивления.
После штурма за образцовое выполнение боевых задач 328, 329 и 330 отдельным артиллерийским дивизионам приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почётное наименование «Кёнигсбергских» и дивизионы были награждены орденом Отечественной войны I степени, каждый. Многие солдаты, сержанты и офицеры были награждены орденами и медалями, многим были присвоены новые воинские звания.
* * *
В 1946 году пять отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности возвратились в Клинцы. Многие клинчане продолжали в них служить до их расформирования, а затем трудились на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Невозможно в рамках короткой статьи назвать имена всех клинчан, воевавших в составе 330-го дивизиона. Назову несколько: это Горшков А.И., Карасёв И.С., Рапотихин Н.М., Собакин Г.Н.
С.Д. Кручинин, фронтовик, ветеран
Немного не дожил до 71-й годовщины Победы Алексей Иванович Машкин, 18 апреля на 96-м году его не стало. Вот что писал о нём полковник в отставке, его командир в годы войны, Сергей Дмитриевич Кручинин: «Особенно надо отметить заслуги Машкина в деле подготовки 305-миллиметровых гаубиц к безотказной стрельбе в боях при штурме города-крепости Кёнигсберга. За семь дней боёв ни на секунду не отказала материальная часть гаубиц. Стрельба шла ритмично и точно, в результате нам удалось разрушить форт «Канитц» и заставить его гарнизон капитулировать до штурма Кёнигсберга».
Сергей Медведенко, внук бывшего командира 330-го дивизиона
особой мощности, полковника в отставке Кручинина С.Д.
Встреча ветеранов 330-го дивизиона в Калининграде в 1977 году.
У разрушенного немецкого форта №10 «Канитц».
Кручинин С.Д. в центре в светлом плаще, Машкин А.И. — первый слева, в форме
Похожие статьи:
Не стать манкуртами → Приказ № 227
Не стать манкуртами → Рубен Заргарян. Не отдадим Победу!
Пикейные жилеты считают → Алексей Лубков. Расщепление ядра
Новости → Лишний билетик в китайское кино
Новости → С Днём Победы советского народа!