Мы, педагоги, не обращаем на это внимание, поскольку, как нам кажется, есть дела более неотложные. Однако у нас все дела неотложные. Но на это — мы не обращаем внимания никакого. Между тем, с этим связаны конкретные человеческие судьбы, а, возможны, и судьбы цивилизации. Говоря о судьбах цивилизации, я имею в виду мощное и агрессивное политическое поведение движения, которое стало международным, — движение геев и лесбиянок. Подробно не буду описывать, их итак много показывают. Есть мнение, что большой масштаб и общественная активность этого движения не случайны: оно направлено на разрушение основ современного традиционного по своей сути общества, на изменение человека, его природной и социальной матрицы развития. Эту тему тоже можно развивать, но в другой раз.
В Сети встречаются обращения к детям, где их убеждают в том, что если они — "голубые", то это нормально, дворяне — люди "голубых кровей" и прочая муть. Это говорит о том, что движение ЛГБТ занимается "педагогикой", а мы — "пропускаем". Нам некогда, мы готовим к ЕГЭ. Они активно вербуют для себя будущие кадры, мы — молчим.
Таковы факты.
Надо отметить, что в работах классических педагогов я с такой темой не встречался. Даже у В.А. Сухомлинского, который подробно воспроизводит даже почти клиническую картину развития своих детей, именно того момента, о котором мы говорим, я не припомню.
Вероятно, я, как и все, прошёл бы мимо этих фактов "большой политики". Действительно, дел неотложных немало, а детей с признаками гермафродитизма (как это скупо называется в словаре) — физическими или, в большей мере, психологическими — единицы, во всяком случае, с теми, что достаточно явны. Что значит явны? Именно это и стало толчком к данному разговору.
Я услышал детский рассказ об однокласснике, который "ведёт себя как девочка". Дети уловили (но, разумеется, не поняли, а просто воспроизводят, описывают) эти особенные признаки в его поведении. Например, если все мальчики выбирают "мальчуковые" цвета (например, для тетрадей), он выбирает "девчачьи", например, розовый. Как было понятно из рассказа, этот мальчик не знает самых простых бытовых вещей, которые знают другие мальчики, например, что белые грибы съедобны и т.п. У него необычный "девчачий" голос. Ряд таких признаков выделяют — причём для сверстников заметным, отличительным образом — его из общего коллектива, он становится предметом насмешек и издевательств, что, как мы знаем, в подростковой среде бывает очень жестоко и обидно. Он отвечает им надменностью и высокомерием, смешанным с желанием к признанию (всё-таки класс представляет для него референтную группу, поскольку другой у него пока нет). Я думаю, педагоги поняли, о чём идёт речь. Что делать? Как реагировать? Или оставить всё на самотёк?
На самотёк пускать нельзя, потому что дело, не дай Бог, может плохо кончиться. Пути этого подростка и коллектива его сверстников могут расходиться и дальше. И в зависимости от эмоционального состояния этого мальчика, конкретных жизненных отношений (включая семью) и ситуаций могут произойти события самые печальные. Не будем их даже называть.
С точки зрения исторической мы с этим явлением не знакомы совершенно. И это объяснимо — как я отметил, его целенаправленно стали "актуализировать" определённые силы именно в последние десятилетия. Но история у этого вопроса, именно педагогическая история, имеется. Иначе бы нас не удивляли боги, герои и цари Древней Греции, которые странным образом "дружили" с мальчиками, выступая их наставниками. Есть книга А.-И. Марру "История воспитания в античности (Греция)" (М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шичалина, 1998), в книге есть глава 3 "Педерастия как образование", где автор достаточно ясно и без ненужного ханжества раскрывает проявление "греческой любви" в воспитании греческих граждан той славной эпохи. Но что делать нам?
Я, к сожалению, не могу говорить о биологической стороне проблемы, о том, в какой мере она определяет социальное и психологическое развитие личности. Но, мне кажется, она не является роковой. Человек путём самовоспитания может освободиться от многих заданностей и установок, которые зависели в момент его складывания как личности не от него. И в данном случае педагог может оказать действенную поддержку и помощь. Постараюсь быть краток в своей версии.
1. Половое воспитание. Для нас эти темы стыдливы. Но школа, опираясь на уже сложившийся педагогический опыт и теорию, не может не замечать этих тем. Ничего особенно сложного здесь нет, надо просто разобраться. Это — в принципе. Применительно к нашему вопросу, на мой взгляд, следует обращать внимание на различие между мужским и женским поведением, начиная от эстетики и правил вежливости до поведения мужчины и женщины в каких-то жизненных ситуациях, например, в спортивных играх, в походе и т.д.
2. Помочь накапливать опыт именно мужского поведения. За счёт "мужских" поручений, за счёт моделирования жизненных ситуаций, когда требуется проявлять именно "мужское" поведение. То есть закреплять таким образом "мужской" вектор развития личности.
3. Найти условия, методы, приёмы, чтобы ликвидировать напряжённые и конфликтные отношения между мальчиком и классом. Культивировать отношения взаимопомощи, поддержки и дружбы — путём соотвествующих педагогических ситуаций. Сложного ничего нет, советская педагогогика богата этим опытом, все педагоги это знают или могут вспомнить, открыв педагогическую классику. Надо уделить внимание и время.
Таким образом мы оставим человека — в обществе и не позволим стать объектом чуждых для него политических игрищ и манипуляций. А у нас, в России, лишних людей нет.
Похожие статьи:
Главшкола → Простая педагогическая история (студентам-педагогам)
Парта. Воспитание в обществе и школе → Половой инстинкт и воспитательная система школы
Главшкола → "... С Чоботом я не справился". В чём ошибка Макаренко?
Cui prodest? Педагогическая политология → Философско-методологические проблемы полового воспитания (51+)
Парта. Воспитание в обществе и школе → Следственный комитет вместо Министерства просвещения