Два момента.
Первый. Педагог, когда готовится к уроку или работает над проектом, размышляет, как сделать так, чтобы материал запомнился, запал в душу. Идёт на всякие изыски. И такие вещи поощряются начальством и СМИ - как "педагогическая инновация", "педагогическое творчество". Например, некоторые проводят урок полностью в стихах. Или превращают урок в это, как его… ну, в речитатив, в общем. Получают восхищение — вместо того, чтобы услышать отеческое: "Окстись!". Это можно и нужно сделать без натуги и напыщенности. Как?
Второе. Для этого перестаём смотреть про Гарри Поттера (могу писать с ошибками и себе разрешаю) и читаем нашу родную русскую литературу. Наши писатели оченно сильненько для этого постарались, чтобы у нас было, на чём поучиться. Проверьте. Прочтите произведение. Закройте книгну. Что запомнилось, что держит? Вернитесь к этому — возможно, мимолётному — эпизоду и проанализируйте: почему? как писателю удалось вас зацепить? Далее попробуйте использовать этот приём на уроке или в проекте.
Один из таких приёмов, взятый у писателя Владимира Солоухина из романа "Мать-мачеха", предлагаю вашему вниманию. Я его так и назвал: метод "Мать-мачеха"
Владимир Алексеевич Солоухин. Мать-мачеха (1966).
Часть втора. Глава девятая
… Дмитрий давно заметил, что если в деревне встречаются вполне красивые девичьи лица, ну, то есть чтобы уж настоящие красавицы, то настоящая, хрустальная, родниковая их красота держится лет до шестнадцати, до семнадцати. Они — девчонки, школьницы в это время. Еще судьба могла бы повернуть их и туда и сюда. Возьми девушку сейчас, в шестнадцать лет, в город, определи в консерваторию, или в балет, или на филологию — начнется утончение красоты, дальнейшая обработка лица, дальнейшее его просветление. Потому что близость искусства неизбежно воздействует на человеческое лицо, накладывая свою печать.
Но если девушки остаются в деревнях, то Дмитрий замечал, как самые милые, самые прямо-таки ангельски просветленные личики вдруг годам к двадцати трем начинают тяжелеть и опрощаться. Вдруг появляется взгляд немного вниз и немного исподлобья, а над бровями (фантазия, конечно, что именно над бровями) возникает… трудно даже назвать, но какое-то уж очень характерное выражение...
Похожие статьи:
Главшкола → Как читать книги медленно
Новости → Тайна… Тихая тайна Валентина Распутина
В классе у Мастера → Точки бифуркации Достоевского
Новости → Вечер с Распутиным в Ленинке
Аристократы. Судьба человека → Надрыв. Василий Шукшин