Более целенаправленное изучение истории страны с 1 класса будет носит характер исторического просвещения. Об этом сказал министр просвещения: Кравцов:
https://edu.gov.ru/press/5022/sergey-kravcov-razyasnil-kak-budet-izuchatsya-istoriya-v-shkolah-s-pervogo-klassa/
Вот ещё:
https://edu.gov.ru/press/5021/vladimir-putin-glubokoe-znanie-svoey-istorii-uvazhitelnoe-berezhnoe-otnoshenie-k-velikomu-patrioticheskomu-duhovnomu-kulturnomu-naslediyu-otechestva-pozvolyaet-delat-vernye-vyvody-iz-proshlogo/
Обсудим.
1. Главное — чтобы слова о правде не звучали из уст лицемеров и карьеристов. Это сделать очень трудно. Почему? Читай п.2.
2. Многие из тех, кто это произносит и будет произносить, "зарекомендовали" себя в новейшей истории России именно в таких позициях. Но, естественно, сама история России от этого (как и от прочего) не зависит. Просто опять начнут героизировать — избранные страницы истории, замалчивать — тоже избранные страницы истории. Принцип один: кому что выгодно?
А что ещё выгодно? Читай п. 3.
3. А выгодно то, что на всё это дело пойдут большие государственные деньги. Количество и статус кураторов проекта это косвенно подтверждает.
А что у них получится в итоге?
4. А это — вопрос. Потому что даже к начальному разговору не приглашён ни один специалист. Выступили одни "начальники", которые привлекут "своих". Легко может получиться "как всегда".
5. Уже при начальном разговоре можно было не сыпать благими "установками" о том, как "важно это важное дело государственной важности", а говорить о конкретном. Не терять времени и не рассеивать дорогого людского внимания, заменяя его пиаром. По делу. Именно об этом дальше.
6. Рекомендация 1. Использовать в качестве методологического подхода работы В.А. Сухомлинского, например, его работу "Ролдина в сердце".
7. Рекомендация 2. Использовать в качестве методологического подхода рассказы по русской истории С.П. Алексеева. Два на выбор приведу для примера.
«Большой чертеж»
Двинул Акинф Дунайку:
— Вставай!
Потянулся на лавке Дунайка.
— Что?
— Вставай, вставай!
Поднялся Дунайка.
— Государь землю велел замерить, — зачастил вдруг Акинф, — и чертеж всему государству сделать.
— Ну и что?! — отозвался Дунайка.
Акинф и Дунайка — родные братья. Подневольные люди они, холопы. Дьяк Харитонов у них хозяин.
После походов на Казань, на Астрахань расширилось Русское государство.
Действительно, царь Иван приказал измерить русские земли и все: границы, реки, озера, города — нанести на карту.
Создавались землемерные команды. Старшим одной из них и был назначен дьяк Харитонов. Решил он Акинфа и Дунайку взять с собой.
Отправилась команда на реку Каму. Широка, лесиста, угрюма Кама.
Разные люди в команде. Главные в ней — землемеры. Измеряют землю они, сверяют. На листах бумаги наносят что-то.
Акинф и Дунайка — в слугах, в помощниках: на веслах сидят — гребут, костры разжигают, кашу, похлебку варят, от своего хозяина и владыки дьяка Харитонова комаров и мошку отгоняют.
Многие землемерные команды отправил Иван Грозный тогда по Руси.
Во многих городах и селах можно было услышать тогда слова:
— Государь землю велел измерить и чертеж всему государству сделать.
Ходили команды по Волге, по Оке, по Северной Двине, по Печоре, по другим русским рекам, другим местам. Ходили на юг — в низовья Дона, в прикаспийские земли. Дошли до Урала, зашли за Урал. Спускались до Черного моря, поднимались до Ледовитого океана.
И всюду:
— Государь землю велел измерить и чертеж всему государству сделать.
Появился чертеж — карта России. Долго велась работа.
Завершилась она уже после смерти царя Ивана.
Дожил до этого времени Акинф. А Дунайка не дожил. Случилась беда с Дунайкой. Попали они с Акинфом на Каме на быстрину. К тому же ветер сорвался.
Перевернуло лодку.
Выплыл с трудом Акинф. Добрался до берега:
— Дунайка!
— Дунайка!
Тишина. Немота. Погиб в камской воде Дунайка.
Нелегко приходилось тогда землемерным командам. Погибали люди в лесах, погибали в Уральских горах. Зимой замерзали в пути, потеряв дорогу. Однако свою работу сделали землемеры.
880 рек было обозначено на карте, 400 городов. Много озер, деревень. Много других примет.
«Большой чертеж» — была названа карта.
Глянешь на карту — велика, в плечах широка Россия.
Суп и каша
Суворовская армия совершала стремительный переход. Остановились войска ночевать в лесу на косогоре, у самой речки.
Разложили солдаты походные костры, стали варить суп и кашу.
Сварили, принялись есть. А генералы толпятся около своих палаток, ждут Лушку. Лушка — генеральский повар. Отстал Лушка где‑то в пути, вот и томятся генералы, сидят некормлены.
— Что же делать? — говорит Суворов. — Пошли к солдатским кострам, господа генералы.
— Да нет уж, — отвечают генералы, — мы подождем. Вот- вот Лушка приедет.
Знал Суворов, что генералам солдатская пища не по нутру. Спорить не стал.
— Ну, как хотите.
А сам к ближайшим кострам на огонек.
Потеснились солдаты, отвели Суворову лучшее место, дали миску и ложку.
Уселся Суворов, принялся есть. К солдатской пище фельдмаршал приучен. Ни супом, ни кашей не брезгует. Ест, наедается всласть.
— Ай да суп, славный суп! — нахваливает Суворов.
Улыбаются солдаты. Знают, что фельдмаршала на супе не проведешь: значит, и вправду суп хороший сварили.
Поел Суворов суп, взялся за кашу.
— Хороша каша, добрая каша!
Наелся Суворов, поблагодарил солдат, вернулся к своим генералам. Улегся фельдмаршал спать, уснул богатырским сном. А генералам не спится. Ворочаются с боку на бок. От голода мучаются. Ждут Лушку.
К утру Лушка не прибыл.
Поднял Суворов войска, двинулась армия в дальнейший поход. Едут генералы понурые, в животах бурчит — есть хочется. Промучились бедные до нового привала. А когда войска остановились, так сразу же за Суворовым к солдатским кострам: не помирать же от голода. Расселись, ждут не дождутся, когда же солдатская пища сварится.
Усмехнулся Суворов. Сам принялся раздавать генералам суп и кашу. Каждому дает, каждому выговаривает:
— Ешь, ешь, получай. Да впредь не брезгуй солдатским. Не брезгуй солдатским. Солдат — человек. Солдат мне себя дороже.
8. Механически — как у Сухомлинского и Алексеева — скопировать не выйдет. Нужно внимательно проанализировать методику и её принципы. Она очевидна — поскольку напечатана. Но нужно уметь сделать методический анализ. Как с этим?
9. "Свои" авторы из обоймы не смогут так. Они продемонстрировали это на тех учебниках, по которым учатся наши дети. Нужно авторов искать, а не выбирать по протекции.
Так что с правдой?
Похожие статьи:
Главшкола → Как изучать историю Донбасса. 2014-2022
Cui prodest? Педагогическая политология → Метод "полезный дурак"
Главшкола → Рассказал генерал Куликов
Пикейные жилеты считают → Яныч жжёт
Не стать манкуртами → Почему украинские политики по другую сторону от правды?