ГлавнаяСтатьиГлавшколаКак изучать историю с 1 класса
Разделы статей

Как изучать историю с 1 класса

20 апреля 2022 - Сергей Пимчев
Как изучать историю с 1 класса
Более целенаправленное изучение истории страны с 1 класса будет носит характер исторического просвещения. Об этом сказал министр  просвещения: Кравцов:
https://edu.gov.ru/press/5022/sergey-kravcov-razyasnil-kak-budet-izuchatsya-istoriya-v-shkolah-s-pervogo-klassa/
Вот ещё:
https://edu.gov.ru/press/5021/vladimir-putin-glubokoe-znanie-svoey-istorii-uvazhitelnoe-berezhnoe-otnoshenie-k-velikomu-patrioticheskomu-duhovnomu-kulturnomu-naslediyu-otechestva-pozvolyaet-delat-vernye-vyvody-iz-proshlogo/
Обсудим.
1. Главное — чтобы слова о правде не звучали из уст лицемеров и карьеристов. Это сделать очень трудно. Почему? Читай п.2.
2. Многие из тех, кто это произносит и будет произносить, "зарекомендовали" себя в новейшей истории России именно в таких позициях. Но, естественно, сама история России от этого (как и от прочего) не зависит. Просто опять начнут героизировать — избранные страницы истории, замалчивать — тоже избранные страницы истории. Принцип один: кому что выгодно?
А что ещё выгодно? Читай п. 3.
3. А выгодно то, что на всё это дело пойдут большие государственные деньги. Количество и статус кураторов проекта это косвенно подтверждает.
А что у них получится в итоге?
4. А это — вопрос. Потому что даже к начальному разговору не приглашён ни один специалист. Выступили одни "начальники", которые привлекут "своих". Легко может получиться "как всегда".
5. Уже при начальном разговоре можно было не сыпать благими "установками" о том, как "важно это важное дело государственной важности", а говорить о конкретном. Не терять времени и не рассеивать дорогого людского внимания, заменяя его пиаром. По делу. Именно об этом дальше.
6. Рекомендация 1. Использовать в качестве методологического подхода работы В.А. Сухомлинского, например, его работу "Ролдина в сердце".
7. Рекомендация 2. Использовать в качестве методологического подхода рассказы по русской истории С.П. Алексеева. Два на выбор приведу для примера.
 
«Большой чертеж»

Двинул Акинф Дунайку:
— Вставай!
Потянулся на лавке Дунайка.
— Что?
— Вставай, вставай!
Поднялся Дунайка.
— Государь землю велел замерить, — зачастил вдруг Акинф, — и чертеж всему государству сделать.
— Ну и что?! — отозвался Дунайка.
Акинф и Дунайка — родные братья. Подневольные люди они, холопы. Дьяк Харитонов у них хозяин.
После походов на Казань, на Астрахань расширилось Русское государство.
Действительно, царь Иван приказал измерить русские земли и все: границы, реки, озера, города — нанести на карту.
Создавались землемерные команды. Старшим одной из них и был назначен дьяк Харитонов. Решил он Акинфа и Дунайку взять с собой.
Отправилась команда на реку Каму. Широка, лесиста, угрюма Кама.
Разные люди в команде. Главные в ней — землемеры. Измеряют землю они, сверяют. На листах бумаги наносят что-то.
Акинф и Дунайка — в слугах, в помощниках: на веслах сидят — гребут, костры разжигают, кашу, похлебку варят, от своего хозяина и владыки дьяка Харитонова комаров и мошку отгоняют.
Многие землемерные команды отправил Иван Грозный тогда по Руси.
Во многих городах и селах можно было услышать тогда слова:
— Государь землю велел измерить и чертеж всему государству сделать.
Ходили команды по Волге, по Оке, по Северной Двине, по Печоре, по другим русским рекам, другим местам. Ходили на юг — в низовья Дона, в прикаспийские земли. Дошли до Урала, зашли за Урал. Спускались до Черного моря, поднимались до Ледовитого океана.
И всюду:
— Государь землю велел измерить и чертеж всему государству сделать.
Появился чертеж — карта России. Долго велась работа.
Завершилась она уже после смерти царя Ивана.
Дожил до этого времени Акинф. А Дунайка не дожил. Случилась беда с Дунайкой. Попали они с Акинфом на Каме на быстрину. К тому же ветер сорвался.
Перевернуло лодку.
Выплыл с трудом Акинф. Добрался до берега:
— Дунайка!
— Дунайка!
Тишина. Немота. Погиб в камской воде Дунайка.
Нелегко приходилось тогда землемерным командам. Погибали люди в лесах, погибали в Уральских горах. Зимой замерзали в пути, потеряв дорогу. Однако свою работу сделали землемеры.
880 рек было обозначено на карте, 400 городов. Много озер, деревень. Много других примет.
«Большой чертеж» — была названа карта.
Глянешь на карту — велика, в плечах широка Россия.

Суп и каша

Суворовская армия совершала стремительный переход. Остановились войска ночевать в лесу на косогоре, у самой речки.
Разложили солдаты походные костры, стали варить суп и кашу.
Сварили, принялись есть. А генералы толпятся около своих палаток, ждут Лушку. Лушка — генеральский повар. Отстал Лушка где‑то в пути, вот и томятся генералы, сидят некормлены.
— Что же делать? — говорит Суворов. — Пошли к солдатским кострам, господа генералы.
— Да нет уж, — отвечают генералы, — мы подождем. Вот- вот Лушка приедет.
Знал Суворов, что генералам солдатская пища не по нутру. Спорить не стал.
— Ну, как хотите.
А сам к ближайшим кострам на огонек.
Потеснились солдаты, отвели Суворову лучшее место, дали миску и ложку.
Уселся Суворов, принялся есть. К солдатской пище фельдмаршал приучен. Ни супом, ни кашей не брезгует. Ест, наедается всласть.
— Ай да суп, славный суп! — нахваливает Суворов.
Улыбаются солдаты. Знают, что фельдмаршала на супе не проведешь: значит, и вправду суп хороший сварили.
Поел Суворов суп, взялся за кашу.
— Хороша каша, добрая каша!
Наелся Суворов, поблагодарил солдат, вернулся к своим генералам. Улегся фельдмаршал спать, уснул богатырским сном. А генералам не спится. Ворочаются с боку на бок. От голода мучаются. Ждут Лушку.
К утру Лушка не прибыл.
Поднял Суворов войска, двинулась армия в дальнейший поход. Едут генералы понурые, в животах бурчит — есть хочется. Промучились бедные до нового привала. А когда войска остановились, так сразу же за Суворовым к солдатским кострам: не помирать же от голода. Расселись, ждут не дождутся, когда же солдатская пища сварится.
Усмехнулся Суворов. Сам принялся раздавать генералам суп и кашу. Каждому дает, каждому выговаривает:
— Ешь, ешь, получай. Да впредь не брезгуй солдатским. Не брезгуй солдатским. Солдат — человек. Солдат мне себя дороже.

8. Механически — как у Сухомлинского и Алексеева — скопировать не выйдет. Нужно внимательно проанализировать методику и её принципы. Она очевидна — поскольку напечатана. Но нужно уметь сделать методический анализ. Как с этим?
9. "Свои" авторы из обоймы не смогут так. Они продемонстрировали это на тех учебниках, по которым учатся наши дети. Нужно авторов искать, а не выбирать по протекции.
Так что с правдой?
 

Похожие статьи:

ГлавшколаКак изучать историю Донбасса. 2014-2022

Не стать манкуртамиПочему украинские политики по другую сторону от правды?

ГлавшколаРассказал генерал Куликов

Cui prodest? Педагогическая политологияМетод "полезный дурак"

Пикейные жилеты считаютЯныч жжёт

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.