Одно из обязательных условий исследовательской деятельности (в том числе учебной, образовательной) - чтение специальной литературы по теме исследования или проекта. В принципе, исследователь должен знать свою литературу досконально. Однако, что делать, если качество научной литературы резко упало? Всё равно её всю читать в полном объёме? Не пустая ли это трата времени?
Поделюсь печальным личным опытом. Специальной литературы я прочитал в огромном объёме. Да, я приобрёл навык практически мгновенной оценки ценности той или иной книги или статьи. Намётанный глаз сразу видит, чего стоит материал. Но за счёт этого я не дочитал: Островского, Пушкина, Толстого, Шекспира, Диккенса, Бальзака и других авторов, чьи произведения уже давно прошли сито времени и являются обязательными для круга чтения любого культурного человека. И я ещё не сказал о музыке, о театре, о многих других занятиях, без которых трудно говорить о разностороннем развитии человека.
Думаю, нельзя бросать учителя и школьника в омут специальной литературы. У них нет столько времени, опыта и навыка разобраться в ней по существу. По этой причине в библиографических списках к их проектам будет много источников случайных и малозначимых, авторов - второстепенных, но которым может придаваться важное значение. Более того, авторы и книги могут быть откровенно спекулятивными.
Что же делать? Что можно посоветовать?
В первую очередь, ориентироваться на классическое и академическое наследие. В любой науке есть свои мэтры. Если даже их формальное знание и устарело, у них имеется то, что не устаревает: метод анализа, принципы отношения и подхода к изучаемым явлениям и процессам.
Литература, изданная в советский период, отличается большей добросовестностью и основательностью.
В основательной научной монографии должен быть достаточно развёрнутый историографический обзор, т.е. анализ литературы по теме. В ней автор помогает читателю оценить различные точки зрения и концепции. Найдите в обзоре имена, которые окажутся для вас действительно полезными.
В библиографии к книге авторы указывают наиболее известные источники. В группе книг, принадлежащих разным авторам, часть источников будет обязательно совпадать (в рамках какой-то хотя бы общей темы). Читайте, прежде всего, книги и статьи из области совпадения.
Пожалуй, таковы самые простые рекомендации. А дальше - накопление собственного опыта анализа литературы. Но пусть она не заменит классики. Педагогу-исследователю и школьнику-исследователю не надо терять время на знакомство с тем, что является просто рабочим материалом, а то и откровенно конъюнктурным..
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Алексей Острогорский. "Научи нас жить, учитель!"
Пикейные жилеты считают → Полезное телевидение
Новости → Перегудовские чтения 2016
Главшкола → Исследовательская деятельность на уроке
Главшкола → Славянские архетипы. Хлеб